В структуре "Укразализныци" работа с контейнерами возложена на филиал "Лиски", который предоставляет комплекс логистических услуг, включая экспедирование, доступ к инфраструктуре, подвижной состав, диспетчеризацию, экспедирование и управление контейнерными терминалами. 

В части последнего ситуация в ближайшее время может измениться. Позиция нового менеджмента компании - реализация непрофильных активов. К ним отнесли пассажирские вокзалы, вагоноремонтные и локомотиворемонтные заводы, карьеры и те самые контейнерные терминалы. 

В первом интервью для ЦТС Иракли Эзугбая, директор по коммерческой работе и логистике УЗ, отмечал, что вместе с IFC компания готовит терминалы к концессии: "Мы хотим передать в управление все терминалы, которые будут востребованы рынком, поскольку мы не верим, что в ближайшем будущем "Укрзализныця" может воссоздать навыки управления контейнерными терминалами лучше, чем это может сделать рынок".  

Во втором интервью из запланированной серии мы более подробно расспросили руководителя направления грузоперевозок УЗ о том, на что надеется руководство компании, отдавая терминалы в концессию, и когда могут состояться первые конкурсы. 

photo_2020-11-09_14-06-15

Каковы финансовые показатели контейнерного направления?  

EBITDA по контейнерному направлению позитивная, но возврат на инвестированный капитал - негативный. Но не может быть так, чтобы организация была успешной, а EVA (экономическая добавленная стоимость) - негативной. Это означает, что возврат на инвестированный капитал хуже, чем ожидается. 

Тут две задачи - либо поднять доходность, либо убрать активы с баланса, чтобы EVA вывести в позитив. Мы делаем одно и другое. С одной стороны - убираем активы с баланса, передавая их в концессию. Тогда инвестиции будут сделаны частным капиталом, а мы должны будем получить увеличенные доходы.  

Вы планируете передать контейнеры и платформы на баланс ЦТЛ. Почему было принято такое решение и когда планируется его реализация?

Мы хотим облегчить и стандартизировать процесс заключения договора и процесс выдачи вагонов с УЗ. Мы утвердили три простых, прозрачных метода движения для всех видов подвижного состава. 

Основная статья доходов филиала "Лиски" - это как раз аренда вагонов и платформ. Не окажется ли тогда, что в скором времени предприятие станет убыточным? 

Филиал "Лиски" предоставляет комплекс логистических услуг, включая экспедирование, доступ к инфраструктуре, подвижной состав, диспетчеризацию, экспедирование, терминальные услуги и имеет статус филиала в рамках единого АО УЗ, то есть не является отдельным предприятием.  

Филиал продолжит работу в конкурентной среде терминального обслуживания и экспедирования, а также сохранит доступ к инфраструктуре и подвижному составу с помощью централизованных структурных единиц АО УЗ. Думаю, что он будет успешным.  

Если у филиала заберут вагоны, платформы и терминалы, не планируется ли в дальнейшем его ликвидация?  

"Лиски" останется отдельной бизнес-единицей в форме филиала. Основной деятельностью будет являться организация контейнерных перевозок в местном и международном сообщении.  

Филиал продолжит работу в конкурентной среде терминального обслуживания и экспедирования, а также сохранит доступ к инфраструктуре и подвижному составу.

Как вы видите концессию терминалов "Лиски"? Рассматриваете ли другие механизмы государственно-частного партнерства?  

Концессия является самым оптимальным решением. Процесс организации концессии определен законом, порядок определен указом Кабмина.  

Но, мы хотели бы провести концессию в более сжатые сроки - за 4-6 месяцев. Будем обращаться с этой просьбой к Кабмину. Также, согласно закону, доход от концессии уходит напрямую в госбюджет. Альтернативным вариантом может быть получение платежей концессиедателем, а потом выплата государству дивидендов. 

контейн

Вы планируете отдать в концессию все терминалы?  

Перечень определит ТЭО каждого отдельного терминала. Также постоянно обновляется аналитика рынка контейнерных перевозок УЗ.  

На каком этапе вы сейчас находитесь? 

Сейчас мы находимся на этапе анализа рынка.  

Кто может быть заинтересован в этих активах? 

Мы рассчитываем, что вовлечение международных консультантов обеспечит максимальную доступность к этому процессу лидеров контейнерного бизнеса. Есть много хороших примеров операторов контейнерных терминалов как в Европе, так и мире. Я жду высокую конкуренцию.  

У меня нет и не будет конфликта интересов.  

Часть компании "Рисоил-Херсон" принадлежит Georgian Industrial Group, которую связывают с вашим именем. Не планирует ли Georgian Industrial, уже имея опыт концессии в порту Херсон, принимать участие в концессии контейнерных терминалов?  

В УЗ внедрен принцип равноудаленности от всех бизнес-структур. Данный принцип не подразумевает общения касательно частных проектов. У меня нет и не будет конфликта интересов.  

Основные игроки контейнерного бизнеса в Украине видят существенные риски в этой концессии. В частности, речь об отсутствии преемственности решений и прогнозируемости работы "Укрзализныци", а также об опасении потерять актив. Возможно ли минимизировать эти риски?  

На сегодняшний день существуют частные контейнерные терминалы - наземные и морские. Работа ведется слаженно. Мировая практика показывает, что общий интерес частных терминалов и государственной инфраструктуры - это увеличение качества обслуживания. 

На данном этапе проект на стадии разработки. Договор между УЗ и частным инвестором будет частью конкурсной документации. Думаю, что рациональными будут замечания на тот момент. Вместе с этим, мы интенсивно общаемся с контейнерными компаниями.  

Говорят, что ориентировочная стоимость терминалов "Лиски" 300 млн долл. Можете подтвердить эту цифру?  

Можем только предугадывать сейчас. Балансовая стоимость не актуальна. Рыночная оценка не была проведена. Хотя, можно отметить, что качество активов низкое очень, к сожалению.  

Какой вы видите стартовую цену концессии? 

Пока что не могут сказать. Для этого и делаем ТЭО, в котором будет просчитан трафик, маршрут, потенциальные объемы. Но задача сделать стартовую цену дешевой - не стоит. Это хорошее направление, где мы ожидаем сильных профильных инвесторов, которые не боятся высоких обязательств перед УЗ в части оплаты концессионных платежей, что со своей стороны будет означать, что инвестор серьезно настроен на улучшение операционной деятельности. 

Рыночная оценка не была проведена. Хотя, можно отметить, что качество активов низкое очень.

Недавно филиал "Лиски" возглавил новый руководитель Эдвин Берзиньш. Какие КPI ему были поставлены и кем? 

Увеличение объема перевозок и улучшение качества обслуживания. Хотелось бы больше ориентированности на рынок. Коррупция мешает "Лиски" развиваться, в том числе мелкая на терминалах. В итоге, все это ведет к увеличению EVA. 

Какие на данный момент вы видите проблемные места в работе контейнерного направления? 

Основная проблема - полностью амортизированная и разворованная инфраструктура на всех терминалах. Улучшение работы терминалов требует существенного объема инвестиций, которые мы предлагаем сделать частному сектору через процедуру концессии. Вместе с этим, можем обещать рынку достаточное обеспечение подвижным составом без ограничений и оптимальную организацию движения.

Какие ваши ожидания от предложенных изменений? 

Первое - увеличение объема перевозок. Недопустимо, когда растет общий рынок перевозок контейнеров, а УЗ объем не увеличивается.

Второе - улучшение доходности. Управленческая отчетность филиала "Лиски" показывает позитивную операционную прибыль в 2020 году. Хотя, она не отвечает поставленным задачам, поскольку EVA (формула для определения прибыли с учетом возврата на инвестированный капитал) - негативная. К примеру, направление UZ Cargo в целом показывает позитивную операционную прибыль вместе с позитивной EVA. Этого же хотим и для контейнерного направления. 

Читайте также Планируем наладить обратный поток контейнерных грузов в Китай – интервью с ЦТС "Лиски"