Проект объездной дороги, перенос железной дороги, стеклянные остановки, электронные табло, закупка и обновление общественного транспорта… Это не пункты Национальной транспортной стратегии Украины, а инициативы, которые хотят реализовать или уже реализовывают городские власти Мариуполя.

В 2014 и 2015 годах город оказался в эпицентре военного конфликта. Сейчас Мариуполь вернулся к мирной жизни, даже несмотря на близость к линии фронта. Чтобы разузнать подробнее о развитии транспорта в Мариуполе, мы пообщались с директором Департамента транспорта и связи Мариупольского горсовета Василием Клатом. Наш разговор затянулся на несколько часов, вместо запланированного получаса. Ниже приводим часть тезисов главного транспортника Мариуполя.

viber image

 

Объездная дорога

Строительство кольцевой дороги - это серьезный инфраструктурный проект для Мариуполя, который обсуждается не первый год. Строительство предусмотрено, как генеральным планом Мариуполя, так и перспективной стратегией развития Мариупольского порта. Основная сложность проекта заключается в том, что большая часть будущей дороги пройдет по землям разных административно-территориальных единиц - города и пригородных сельских советов. В настоящее время Мариуполь ведет активные переговоры с прилегающими к городу сельскими советами о создании объединенной территориальной громады (ОТГ). Создание Мариупольской ОТГ позволит минимизировать земельные и инвестиционные риски этого проекта и будет способствовать старту его реализации.

Ремонт городских дорог

Для себя мы разделили дороги на три категории: дороги с высокой и средней интенсивностью движения, а также дороги частного сектора. Городская сеть дорог насчитывает порядка 800 км, из них первые две категории - 210 км, и порядка 580 приходится на частный сектор. К ремонту дорог первой категории мы привлекаем квалифицированных подрядчиков. Ремонтом дорог второй и третьей категории занимается специально созданное коммунальное предприятие "Мариупольавтодор".

На этот год у нас запланирован ремонт основных магистралей. В первую очередь, это проспект Мира (между улицами Греческая и Леваневского) на 145 млн грн. Также запланирован капитальный ремонт улицы Набережная, которая проходит вдоль комбината "Азовсталь" и связывает левый берег с центром города. Стоимость этого проекта составляет порядка 170 млн грн. На следующий год мы подготовили проект ремонта проспекта Победы на левом берегу с подъездными путями на 280 млн грн. Это дороги первой категории, по этим проектам мы привлекаем подрядчиков. При этом мы меняем не только асфальтное покрытие, но и устанавливаем новые, гранитные бордюры, также обустраиваем пешеходные зоны.

"Мариупольавтодор" начал функционировать в марте 2017 года.

"Мариупольавтодор"

Когда к управлению городом пришла команда нынешнего мэра, в том числе и я, ремонт дорог был частично возложен на "Мариупользеленстрой". Но они занимались, в основном, очисткой ливневок. Асфальтного завода и соответствующей техники у них не было. Основные ремонты, которые делались ранее, выполнялись через тендерные процедуры и с привлечением сторонних подрядчиков.

ММК имени Ильича передал "Мариупользеленстрою" два небольших асфальтных завода. Они старенькие, но работают хорошо. Поэтому у нас встал вопрос о создании отдельного предприятия. В ноябре 2016 года мы приняли соответствующее решение, а в марте "Мариупольавтодор" начал функционировать. Из городского бюджета были выделены 53 млн грн для покупки техники: асфальтоукладчика, трех катков, экскаватора, машин для перевозки асфальта, пескометов. В этом году купили дорожную фрезу для снятия старого асфальта. Ранее "Мариупользеленстрой" производил 12 тыс. тонн асфальта в год. В прошлом году "Мариупольавтодор" произвел 17 тыс. тонн, планы на этот год - порядка 23 тыс. тонн. Персонал предприятия насчитывает 200 человек.

"Мариупольавтодор" выполняет ремонт дорог по четырем направлениям. Первое - это текущий ремонт семи объектов, каждый длиной по 1 км. Сейчас у нас есть финансирование на работы по двум из них, ожидаем на следующие пять. Второе направление - это дворы ОСМД. Город помогает ОСМД в обустройстве дворов, это часть программы мэра. "Мариупользеленстрой" подрезает деревья, водоканал меняет трубы, а "Мариупольавтодор" укладывает новый асфальт. В прошлом году мы сделали 67 уютных дворов, на этот год запланировали сделать порядка 100 дворов.

Третье направление - ликвидация ям после ремонта коммуникаций и ямочный ремонт, а также благоустройство социальных объектов. Четвертое направление - это очистка ливневой системы. В прошлом году мы начали эту работу, купили специальную машину, и сейчас уже видны результаты.

Также меняем старые, ржавые остановочные павильоны на новые антивандальные стеклянные остановки. В прошлом году на эти цели мы выделили около 7 млн грн, и 7 млн грн - в этом. При замене остановок выполняется замена покрытия, бетонирование и т.д.

За счет средств IFC в Мариуполе планируют купить 63 новых автобуса. А ЕБРР поможет в обновлении троллейбусного парка.

Финансирование инфраструктуры

Все средства на ремонт дорог выделяются из городского бюджета. Но по другим проектам мы сотрудничаем с тремя международными финансовыми организациями, две из которых финансируют транспортные проекты. Первые две - это ЕБРР и IFC. Третья - это ЕИБ, они работают с горсоветом по замене освещения.

Мы находимся в стадии аудита с прошлого года. Мы подписали письма о сотрудничестве с ЕБРР на 18 млн евро и с IFC на 15 млн долларов. ЕБРР поможет нам в обновлении троллейбусного парка. Мы планируем закупить 72 троллейбуса, реконструировать троллейбусное депо, приобретение специальной техники для обслуживания системы и ремонт контактной сети. По этому проекту мы прошли все аудиты. Деньги IFC пойдут на закупку 63 автобусов и обновление депо.

По обоим проектам срок погашения составляет 13 лет, из них 3 года - льготный период. Сроки поставки техники будут прописываться в отдельных тендерах. До конца года мы планируем подписать все необходимые договора. Думаю, зимой мы сможем зайти в тендерные процедуры и в следующем году приступить к закупкам.

Основу трамвайного парка Мариуполя составляют КТМ-5 Усть-Катавского завода. От них решили постепенно избавляться.

Обновление трамвайного парка

Сейчас в парке Мариупольского трамвайно-троллейбусного управления насчитывается 74 трамвая. К моменту прихода нашей команды в начале 2016 года только 10 из них можно было назвать современными, то есть возрастом менее 10 лет. Это 2 трамвая ЛМ-2008 производства Петербургского трамвайно-механического завода и 8 единиц К1 производства "Татра-Юг". Остальные трамваи - это трамваи КТМ-5 Усть-Катавского завода 1960-х - 1970-х годов выпуска. Они находятся в очень плачевном состоянии, поэтому мы решили их постепенно выводить из эксплуатации.

Мы проанализировали наши возможности и предложения отечественных производителей. Новый трамвай К1 стоит порядка 16 млн грн. При этом трамвай "Татра Т3", который эксплуатировался в городах Европы, можно купить за 1,5 млн грн. За прошлые два года мы заменили 30 единиц бэушными трамваями из Праги и Кошице. По этой закупке было софинансирование: половину денег выделил город, половину - областная администрация.

Поскольку мы закупали трамваи в Праге, они решили нам подарить еще 10 трамваев, которые нуждались в ремонте. Мы заплатили только за их доставку. Два трамвая мы подготовили к работе, и они уже на линии. Остальные 8 единиц еще проходят ремонт в нашем депо. Надеюсь, что в этом году на линию выйдет 4 трамвая, остальные 4 будут в следующем году. Еще 20 трамваев мы закупили в этом году, они приедут к нам из Риги.

Таким образом, 30 плюс 20 выходит 50, еще 10 подаренных трамваев и 10 единиц, которые у нас были в нормальном состоянии. В целом, получается 70 трамваев. Я думаю, что к концу этого года, максимум в начале следующего года, мы полностью выведем из эксплуатации весь аварийный парк трамваев.

Конечно, трамваи из Европы не новые, но они эксплуатировались в более щадящих условиях и проходили должное техническое обслуживание и ремонты. Те трамваи, которые приехали к нам из Праги, могут работать у нас еще 10-15 лет. Безусловно, приобретение новых трамваев - гораздо лучший вариант, но в нынешних условиях, когда городу при ограниченных финансовых ресурсах необходимо быстро заменить аварийный парк, он представляется нереальным. К тому же, для новых трамваев нужно обновить всю инфраструктуру, а это дополнительные затраты.

Сейчас Мариуполь покупает трамваи "Татра Т3", которые ранее эксплуатировались в Праге, Кошице и Риге.

Трамвайная инфраструктура

Состояние трамвайных путей в Мариуполе, скажу честно, неудовлетворительное. У нас порядка 50 км спаренного трамвайного пути, из них 50% прошли тройной срок эксплуатации, еще 30% - одинарный срок эксплуатации. В хорошем состоянии находится не более 20% пути. На обновление инфраструктуры нужны очень большие деньги, быстро мы их не найдем. К тому же, сейчас разрабатывается новая транспортная модель города и мы планируем менять трамвайное полотно в соответствии с ней.

 

Во второй части интервью с директором транспортного департамента Мариупольского горсовета - о текущем состоянии и перспективах развития троллейбусного парка, коммунальных автобусах, 210 маршрутках, электронном билете и переносе железной дороги, чтобы обеспечить доступ людей к морю.

В хорошем состоянии находится не более 20% трамвайных путей.