В пятницу, 20 сентября, во Львовской области состоялось открытие ЛЕО - инновационного терминала компании "Нова Пошта". Терминал, получивший символичное название, расшифровывающееся как "Легкість. Ефективність. Оперативність", стал третьим подобным сортировочным центром НП в Украине после Киевского и Хмельницкого инновационных терминалов (КИТ и ХИТ) и самым крупным среди всех перечисленных.
Строительство объекта началось в марте 2018 года, а первый тестовый запуск был произведен в июле 2019-го. Площадь терминала - 15 тыс. кв. м., пропускная способность - 15 тыс. посылок и грузов в час.
В компании особо акцентируют на разделении доставки грузов: для посылок создан почтовый корпус, для грузов - грузовой. Это, по словам менеджмента НП, позволит ускорить доставку отправлений.
Терминал обслуживает 108 населенных пунктов в Западном регионе, включая 28 межрегиональных направлений и 80 внутриобластных (в т. ч. город Львов).
"Логистика терминала отличается сложностью - у нас во дворе происходит перемещение не только автомобилей, но и контейнеров", - рассказывает директор по технологиям и инновациям Алексей Тараненко.
BDF-контейнеры
На терминале используются BDF-контейнеры. Такой контейнер крепится на шасси авто и позволяет быстро разгрузить/загрузить автомобиль, чтобы тот не простаивал во время наполнения посылками или их извлечения.
Так внутри выглядит почтовый корпус терминала.
Здесь 78 ворот, 18 из них работают на выгрузку. Здесь происходит выгрузка, сортировка и загрузка почтовых отправлений - корреспонденции и посылок весом до 30 кг. Среди них выделяются особые отправления - посылки нестандартной формы или содержания. Они сортируются вручную.
На выгрузку в почтовом корпусе работают 6 телескопических конвейеров, на загрузку - 24. Ворота для автомобиля/контейнера представляют из себя ролеты, которые удобнее обычных ворот, поскольку их можно открыть с любой стороны без лишней потери времени.
Телескопический конвейер может заходить в кузов автомобиля на 12 метров.
Для контроля за размерами посылок перед погрузкой на телескопическом конвейере находится сенсор на фотоэлементах, определяющий размеры посылки. После определения размеров, конвейерная линия сортирует их соответствующим образом. Интересно, что для простоты сортировки используют также цветные боксы. К примеру, все мелкие отправления изначально складывают в синие боксы.
Особые отправления (те, которые не проходят как стандартные по каким-либо параметрам) операторы во время отгрузки складывают в специальные клети, которые отправляются на ручную сортировку.
Следуя по пути посылки, поднимаемся на второй этаж корпуса. Здесь расположена основная часть конвейерной линии. Специальный сканер считывает маркировку посылки, после чего она отправляется на загрузку по соответствующему рукаву.
Для того, чтобы столкнуть посылку в правильном направлении, используют так называемые "шузы" - специальные приборы, которые в нужный момент поворачивают либо подвигают отправление куда надо.
За работой конвейерной линии наблюдают операторы.
"Наших операторов мы называем "ЛЕО-лазы". Они устраняют проблемы на конвейере, в том числе, если необходимо, вручную, перемещаясь по конвейеру с помощью специального снаряжения. Также они ежедневно проводят профилактику конвейеров", - рассказывает Тараненко.
Возвращаемся на первый этаж почтового терминала. Здесь операторы разбирают особые отправления, и снова складывают их в специальные клети. Одна клеть - одно отделение. Таким образом удается обрабатывать до 2,5 тыс. посылок в час. В любом случае, посылка не может находиться на терминале более чем 2 часа.
Посещаем зону загрузки автомобилей. Здесь работают такие же телескопические конвейеры, как и на разгрузке, только в обратную сторону. Благодаря сенсору, расположенному на краю конвейера, ни одна посылка не может упасть - конвейер продолжит подачу отправлений на выгрузку только после того, как отправление будет снято с ленты.
Отдельно Тараненко останавливается на системе пожаротушения в почтовом терминале. "Всего на терминале протянуто 26 км кабелей, 14 км из них - задействованы для системы пожаротушения". Имеются 2 резервуара по 240 кубометров каждый, вода в которых находится под давлением. В случае необходимости, при орошении на 1 кв. метр площади может быть вылито до 80 л воды в секунду.
В отдельном помещении внутри корпуса расположен участок авиадоставки. Здесь также происходит разгрузка, сортировка и погрузка.
Поскольку воздушным путем "Новая Пошта" пока доставляет только отправления весом до 1 кг, все небольшие посылки и конверты операторы складывают в специальные пластиковые контейнеры.
Сортировочный конвейер для этой части терминала украинского производства - компании "СМС".
Всего с помощью авиации в сутки осуществляется доставка до 20 тыс. отправлений.
На ленте конвейера видны синие и белые полосы. Оператор должен положить отправление на синюю полосу, чтобы между посылками был необходимый интервал.
В грузовом корпусе так же, как и в почтовом, есть участки отгрузки, сортировки и загрузки, однако здесь все менее автоматизировано по причине габаритов отправлений.
Все отправления здесь делятся на два типа - большие и негабаритные. Большие - весом от 30 кг, негабаритные - те, которые занимают больше 1 палето-места.
Поэтому именно здесь компания тестирует роботизированные тележки.
Максимальная скорость такого агрегата - 5 км в час. Стоимость - порядка 350 тыс. грн. Производитель тележки - украинская компания "Стандарт-ПАК", выпускающая роботизированную продукцию под брендом SB Robotics. В данный момент на терминале в тестовом режиме используются две таких роботележки, в ближайшее время их количество будет увеличено до 20.
Двигаются роботизированные тележки по магнитной линии согласно заданной оператором траектории, после выгрузки возвращаются на исходную позицию.
Отметим, что во время презентации ЛЕО основатель "Новой Пошты" Вячеслав Климов анонсировал, что в ближайшие 5 лет компания намерена открыть такие же терминалы в Харькове, Днепре и Одессе, в том числе в ближайшей перспективе строительство второй очереди Киевского инновационного терминала.
Читайте также И хипстерам и бабушкам: Первое отделение "Укрпошты" нового типа