По озвученной 25 февраля информации, уже на тот момент потери транспортной инфраструктуры Украины из-за российского военного вторжения составили 63 млрд долл. или 1,8 трлн грн. Этих чудовищных цифр оккупантам "удалось достичь" за месяц войны. В части транспортной инфраструктуры, согласно озвученным данным, повреждены, уничтожены или захвачены:

- дороги - 8265 км - на сумму 27 546 млн долл.;

- гражданские аэропорты - 8 - сумма ущерба 6 816 млн долл.;

- железнодорожная инфраструктура и подвижной состав - н/д - 2 205 млн долл.;

- мосты и мостовые переходы - 260 - 1 452 млн долл.;

- порты и портовая инфраструктура - 2 - 622 млн долл.

В Министерстве инфраструктуры Украины данные по потерям подвижного состава и разрушениям инфраструктуры, по понятным причинам, не детализируют.

Также отдельно не озвучивалась информация по потерям городского общественного транспорта. Разумеется, в условиях активных боевых действий точную оценку таких потерь провести практически невозможно. Поэтому ЦТС попытался хотя бы приблизительно подсчитать, сколько единиц общественного транспорта было перед войной в крупных городах, подвергшихся наиболее массовым обстрелам и бомбардировкам со стороны россии.

Сколько было транспорта 

Харьков

Трамвай. По состоянию на 2021 год в городе функционировали 13 маршрутов, 2 депо, 303 вагона.

Троллейбус. По состоянию на август 2021 года насчитывалось около 300 троллейбусов, которые обслуживали 32 маршрута.

Автобус. На маршрутах до начала войны работали около тысячи автобусов. Из них около 150 - автобусы большой вместимости и еще примерно столько же - микроавтобусы.

Потери общественного транспорта в Харькове пока оцениваются. 27 февраля общественный транспорт в областном центре был остановлен. 3 марта стало известно, что в результате обстрелов Салтовского трамвайного депо была уничтожена часть транспорта, в том числе большинство находившихся там новеньких автобусов турецкого производства Karsan. Эти машины впервые выехали на маршруты города лишь в сентябре 2021 года… Всего Харьков закупил 150 автобусов Karsan.

Мариуполь

По состоянию на 2021 год в городе насчитывалось 89 троллейбусов, которые обслуживали 13 маршрутов и почти 106 км сети.

Число трамваев составляло 69 вагонов, которые перевозили пассажиров по 7 маршрутам.

Численность автобусного парка установить не удалось, однако, по данным из сети, они обслуживали порядка 50 маршрутов.

Известно, что с 2016 по 2021 годы в Мариуполе было заменено 60 трамваев, приобретено 89 троллейбусов и 100 автобусов. На обновление 113 единиц транспорта потратили 240 миллионов гривен из местного и областного бюджетов.

Чернигов

По состоянию на 2021 год 25% транспорта в городе составляли троллейбусы, 75% - автобусы (большая часть из них - автобусы малой вместимости).

На август 2021 года в городе имелось 66 троллейбусов, которые обслуживали 11 маршрутов.

Известно, что до войны в городе функционировало около 30 автобусных маршрутов, которые обслуживались примерно 200 автобусами и маршрутными такси.

В прошлом году город за средства местного бюджета приобрел 4 новых троллейбуса. Всего, начиная с 2015 год, Чернигов получил 32 новых троллейбуса.

Сумы

В Сумах на февраль 2022 год насчитывалось 19 троллейбусных маршрутов, которые, по данным местных жителей, обслуживали до 58 машин в пиковые часы. 19 из этих троллейбусов были получены в 2021-м, за счет МФО (читайте ниже).

Также в городе на февраль 2022 года существовало 42 автобусных маршрута.

На сегодня, по данным местных СМИ, в Сумах частично функционирует троллейбусная сеть, автобусы задействованы в эвакуации людей.

Инвестиции МФО накануне войны

В развитие транспорта упомянутых городов, помимо местных бюджетов, в последние годы активно инвестировали международные финансовые институции (возвращать кредиты которых теперь должна явно не Украина).

Всего украинские города в 2021 году закупили 170 троллейбусов, в 2020 году - 337 машин, при этом 68% финансирования закупок пришлось именно на МФО.

Согласно данным, опубликованным Европейским банком реконструкции и развития, по совместной с Европейским инвестиционным банком программе "Городской общественный транспорт в Украине I" организациями были выделены 100 млн евро. Организация сконцентрировалась на развитии такого вида транспорта, как троллейбус.

По данным Министерства инфраструктуры Украины, по итогу проекта "Городской общественный транспорт в Украине I" Харьков получил 27 троллейбусов на суму 6,3 млн евро, Сумы - 19 троллейбусов на 3,8 млн евро.

А в Мариуполе было реализовано два крупных инвестиционных ЕБРР и IFC, в рамках которых приобрели 72 троллейбуса и 64 современных экологически чистых автобуса. IFC, которая является членом группы Всемирного банка, предоставила на эти цели Мариуполю кредит в размере 12,5 млн евро.

В Харькове и Мариуполе также реализовалась программа по внедрению устойчивой городской мобильности ЕБРР Green Cities.

В отдельных случаях средства финансовых институций, помимо закупки транспорта, тем или иным способом использовались также и для модернизации троллейбусной инфраструктуры - депо, электросетей. По ним тоже есть существенные повреждения, говорят в МИУ. Но точные цифры пока не называются.

Читайте также Украина: первые размышления о влиянии войны на транспорт и возможный план действий