По оценке консультантов ЦТС, после ввода в эксплуатацию "новичков", по итогу 2016 г. загрузка мощностей всех терминалов составила 86%. Такие цифры говорят о том, что дефицита на рынке перевалки зерна уже нет. Но заявленных планов на строительство все еще немало. Зерновой рынок остается высокомаржинальным, а значит, проекты и дальше будут реализовываться. Предполагается, что уже к концу 2018 г. темпы роста мощностей будут опережать темпы роста экспорта зерновых, соответственно, будет снижаться загрузка терминалов и до 2020 г. на рынке уже образуется профицит мощностей.

Мы поинтересовались у представителей компаний Risoli, Cofco и Bunge, как они отработали этот год, с какими трудностями столкнулись и как будут конкурировать с другими терминалами в будущем?

Risoil

Шота Хаджишвили, директор представительства Risoil S.A. в Украине


С какими трудностями столкнулись за первый год работы?

Одна трудность была самая главная - это "Укрзализныця". Нехватка достаточного парка локомотивов, отсутствие на УЗ необходимого парка хоперов. Соответственно, мы, имея возможность выгружать до 100 вагонов в сутки, выгружали только 53-55 вагонов. И мы не можем повлиять на количество локомотивов, хотя пытаемся арендовать, но станция не позволяет работать с чужими локомотивами. Мы не развиваемся теми темпами, которыми хотелось бы.

Выполнили ли намеченные показатели по грузообороту? И на какие объемы планирует выйти в этом году?

Мы перевыполнили план. Надеялись сделать 1 млн т, сделали - 1,5 млн т. Хотим сделать 2 млн т в этом году.

Будете ли продолжать инвестирование? Если да, то в какие объекты?

Будет еще одна новая станция, думаю, что в конце года мы ее построим. Это станция разгрузки вагонов, а относительно путей у нас есть соглашение с УЗ - мы даем им деньги на то, чтобы они отремонтировали для нас недействующий 6 путь и проложили дополнительные стрелки, которые позволят нам более оперативно подавать вагоны.

Ожидаете ли усиления конкуренции? И за счет чего будете конкурировать?

Конкуренции мы не боимся, но ожидаем и прогнозируем, потому что мы сами являемся источником конкуренции для других. Качеством будем конкурировать. С помощью ноу-хау и новых технологий. 

Терминал Risoil в порту Черноморск

Cofco Agri Ukraine

Владимир Осадчук, генеральный директор

 

С какими трудностями столкнулись за первый год работы?

В первую очередь - это внутренняя логистика (проблемы с железной дорогой и баржами), работа с местным филиалом АМПУ.

Выполнили ли намеченные показатели по грузообороту? И на какие объемы планирует выйти в этом году?

Практически выполнили. В этом году мы планируем быть в рамках нашей годовой мощности.

Какая часть груза ваша, а какую вы забрали с рынка?

Более 90% - это наш груз.

Будете ли продолжать инвестирование? Если да, то в какие объекты?

Цели есть, но сначала нам нужно показать, что терминал работает. И дальше, если будут интересные проекты, то да, мы готовы будем рассматривать их.

Ожидаете ли усиления конкуренции? И за счет чего будете конкурировать?

Да, мы видим, что рынок будет немного насыщен, но благодаря этому, думаю, что и производство будет увеличиваться, что даст работу и тем терминалам, которые уже есть и тем, которые появятся на рынке. Но, с другой стороны, наше преимущество в том, что мы - компания, которая полностью выстраивает цепочку от поля до конечного потребителя. Во-вторых, наш терминал был построен по последним технологиям и наше конкурентное преимущество в энергосбережении, экономии энергозатрат и т.д. 

Терминал Cofco в Николаеве

Bunge

Ольга Копейка, главный советник по юридическим вопросам и связям с государственными органами

 

С какими трудностями Вы столкнулись за первый год работы? 

В прошлом году компания Bunge открыла производственно-перегрузочный комплекс, в состав которого входят маслоэкстракционный завод по производству подсолнечного и соевого масла, наливной терминал растительных масел, и расширила мощности зернового терминала (зерновой терминал компания построила еще в 2011 году. – прим.). Построенный объект позволяет осуществлять не просто перевалку сельхозпродукции, а и производит продукцию с добавленной стоимостью с целью дальнейшего экспорта.

В первый год работы введенного в эксплуатацию объекта мы ощутили на себе наличие системных отраслевых проблем, в большей степени связанных с инфраструктурой (как внутренней логистикой: нехватка вагонов-зерновозов, локомотивов, полноценно не работающая река, которая могла бы стать достойной альтернативой авто и ж/д перевозкам; так и, по-прежнему, сложным доступом к портовой инфраструктуре). Также приходится сталкиваться с общими проблемами агрорынка, связанными с возвратом НДС. Поскольку запуск такого большого проекта связан с существенным увеличением рабочего капитала и, соответственно, большего оседания его в уплаченном поставщикам НДС, который не всегда возвращается своевременно и в полном объеме. Также, к большому сожалению, по-прежнему, приходится говорить о случаях использования правоохранительного сектора с целью давления на бизнес. 

Выполнили ли намеченные показатели по грузообороту? И на какие объемы планирует выйти в этом году?

В целом можно сказать, что запланированные показатели были достигнуты. Через несколько месяцев после запуска объекта мы вышли на проектную мощность, а еще через несколько месяцев - даже несколько превысили ее. Поэтому в целом можно говорить об успешном запуске и работе объекта.

В этом году мы планируем увеличить свои показатели по сравнению с предыдущим годом.

Будете ли продолжать инвестирование? Если да, то в какие объекты?

Успешная работа зернового терминала и запуск маслоэкстракционного завода дают предпосылки для формирования компанией планов по дальнейшему развитию, которые связаны с увеличением нашего присутствия в Николаевском морском порту. На данный момент мы активно работаем с Администрацией морских портов Украины и Министерством инфраструктуры по подписанию Меморандума о сотрудничестве. Здесь у нас есть полная поддержка и содействие со стороны Офиса по поддержке инвестиций при Кабинете Министров Украины и Национального инвестиционного совета.

Однако, на дальнейшее вложение денег в экономику страны мы смотрим достаточно взвешенно и во многом это зависит от эффективности проведения задекларированных правительством реформ, прежде всего, в сфере создания прозрачных механизмов государственно-частного партнерства, приватизации государственных стивидорных компаний, снижения ставок портовых сборов. Поскольку Bunge пристутствует более чем в 35 странах мира, и мы работаем на мировых рынках, то тщательно думаем над тем, в какие проекты и в какие страны инвестировать, и где наши инвестиции будут максимально защищены.

Ожидаете ли усиления конкуренции от новых терминалов? 

Да, конечно, поскольку новые проекты анонсируются. Конечно же, меньшая часть из заявленных реализовывается, но в целом конкуренция будет расти.

Читайте также Конец диктатуры терминалов: Перевалка зерна в портах дешевеет

Терминал Bunge