Что такое сборные грузы и фреш-логистика, как пандемия повлияла на перевозки автотранспортом в Украине и вместе с тем расширила возможности для бизнеса, а также, на каких направлениях удалось нарастить объемы перевозок и ускорить время доставки - в интервью ЦТС рассказал директор направления внутренней логистики и сегмента "Фреш" компании "Рабен Украина" Лукаш Колодзейчик.

Расскажите о деятельности "Рабен" в Украине. Какое место на рынке логистики Украины занимает компания? 

"Рабен Украина" работает на рынке с 2003 года. Компания предлагает полный спектр услуг для контрактной логистики, международных и внутренних, а также морских и воздушных грузовых перевозок.

В Украине у нас около 500 сотрудников. Компания имеет в пользовании порядка 70 000 м² складских площадей (включая регионы) и примерно 600 автомобилей в распоряжении. Мы занимаемся доставкой как так называемых "сухих грузов", так и фреш-логистики. На украинском логистическом рынке, особенно в сегменте сборных перевозок, на сегодня "Рабен Украина" занимает ведущее место.

Что подразумевается под сборными перевозками?

Это перевозка небольшого количества груза в палетном формате, от отправителя к получателю. Например, если у компании есть необходимость отправить небольшое количество товара (несколько палет), то ей не нужно собирать больше груза, чтобы заполнить фуру или половину фуры. Мы забираем небольшие партии у клиентов, консолидируем их на наших перевалочных пунктах и отправляем согласно направлениям с дальнейшей перегрузкой на наших кросс-докинговых площадках по всей Украине и доставкой конечным получателям.

Сколько крупных игроков на рынке сборных перевозок в Украине?

На данный момент крупных игроков насчитывается до десяти, если говорить о компаниях, которые имеют хорошие позиции в отдельных регионах. Одни лучше себя чувствуют в Киеве, другие - на Западной Украине, третьи - на востоке страны и т. д. Если же говорить о фирмах, которые покрывают большую часть территории страны, их в Украине 5-6.

Кроме того, некоторые почтовые компании, особенно в последнее время, меняют свой подход к ведению бизнеса, сосредоточиваясь на своем основном виде деятельности (на курьерской доставке), перевозя меньше палет и больше мелких посылок. 

То есть, в какой-то степени вашими конкурентами также являются почтовые компании?

Я бы не называл нас конкурентами в классическом понимании. У нас разные цели: почтовые компании ориентированы на коробочный формат, "Рабен" - на палетный. Основная разница в инфраструктуре компаний, формате перегрузочных площадок, что существенно влияет на скорость обработки грузов. 

Какие тогда ваши преимущества перед другими логистическими компаниями, мелкими перевозчиками и почтовыми компаниями?

Во-первых, это наше покрытие. Мы полностью покрываем территорию Украины (за исключением зоны проведения ООС и Крыма), имеем представительства более чем в 25 городах, отделения расположены в основном в областных центрах, в местах, удобных для ведения логистического бизнеса. Благодаря этому мы достигаем более коротких сроков выполнения заявок и перевозки грузов, то есть от 24 до 48 часов между основными городами, 72 часа - между самыми удаленными точками (например, Ужгород-Славянск).

Следующее преимущество (и это одна из основ нашего бизнеса) - это высокое качество услуг и попадание в сроки. Мы доставляем более 98% всех отправок согласно заявленным срокам. Это очень важно для клиентов и всех участников процесса перевозки.

Помимо этого, "Рабен" имеет страховку ответственности экспедитора - это ответственность за доставку грузов согласно действующему законодательству Украины. Также мы, как большая компания, понимающая свое влияние на окружающую среду, минимизируем выбросы углекислого газа - с помощью обновления автопарка, уменьшения количества используемых автомобилей, мотивационных программ для наших партнеров и т. д. Есть ряд и других преимуществ, связанных с сотрудничеством с большой международной компанией. 

Мы достигаем более коротких сроков выполнения заявок и перевозки грузов, то есть от 24 до 48 часов между основными городами, 72 часа - между самыми удаленными точками (например, Ужгород-Славянск).

Как изменился рынок логистики в Украине под влиянием пандемии коронавируса?

Состояние рынка логистики в Украине можно разделить на "до" и "после". Естественно, в марте 2020 года наши жизни и мировоззрение полностью поменялись. За время карантина люди начали больше покупать онлайн, и компании, предоставляющие услуги в данном сегменте, выиграли. После локдаунов, в том числе в 2021 году, наблюдается увеличение отправок, рост рынка. В какой-то степени это связанно с отложенным спросом.

Однако карантинные ограничения повлияли на экономику в целом. Некоторые компании не выдержали изменений рынка. Это как производители, так и импортеры, дистрибьюторы, перевозчики. У них просто закончились оборотные средства, чтобы покрывать текущие расходы - кредиты, лизинги, аренду, содержание сотрудников, покупку продукции и т. д.

На данный момент объем перевозок увеличился на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Вместе с тем, многие компании остались на рынке. Появилось новые, которые уже заполнили эту нишу и очень активно развиваются, особенно в сегменте сборных грузов. Мы реально видим увеличение спроса, количества отправок и потребления населением в целом. На данный момент объем перевозок увеличился на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. 

Многие компании-производители поменяли свой профиль. Например, те, которые раньше занимались "всем понемногу" (что-то импортировали, что-то производили, что-то сами развозили заказчикам), сегодня сосредоточились на более узких профилях деятельности, отбросив менее маржинальные и более трудоемкие части бизнеса. От этого выигрывает весь рынок, поскольку они больше инвестируют в свое развитие, больше производят, а перевозчики больше перевозят.

Что в связи с коронавирусом поменялось конкретно в работе "Рабен"?

Как и большинство бизнесов, мы перестроили работу своих офисов, многие сотрудники работают удаленно. У нас введены строгие правила по использованию масок, антисептиков, жесткие правила посещения и т. д.

В вопросе бизнеса мы нашли новые точки роста - начали активно развивать логистику из регионов, где до этого не осуществляли большого объема перевозок. Это, например, Волынская, Ровенская, Хмельницкая, Тернопольская, Закарпатская области. Раньше отправок оттуда осуществлялось немного. Но после того, как там начали активно строиться и ремонтироваться дороги, мы стали больше знакомиться с клиентами и увидели там значительный потенциал. Мы вложили средства в развитие собственной инфраструктуры, автомобили, укрупнили наши склады и штат на местах. За год увеличили грузопоток из этих регионов более чем в 2,5 раза.

Также мы существенно оптимизировали сроки и стоимость отправок внутри и между соседними регионами. Например, раньше доставка из Луцка в Ужгород занимала 48 часов, сейчас это одни сутки.

Дополнительно мы сделали акцент на электронном документообороте. На данный момент более 80% наших клиентов и поставщиков (кроме транспортных услуг) получают от нас документы в электронном виде. Это минимизирует физический контакт, значительно ускоряет процесс обмена и позитивно влияет на экологию. До конца года на электронный документооборот планируется перевести также поставщиков транспортных услуг.   

Раньше отправка из Луцка в Ужгород занимала 48 часов, сейчас это одни сутки. 

Как изменился спрос на сборные грузы после начала карантина?

Спрос на сборные грузы вырос. На то есть несколько причин. Во-первых, увеличилось количество отправителей: клиенты покупают товары у большего количества продавцов меньшими партиями. Во-вторых, изменилась покупательная способность: и получатели и грузополучатели не хотят покупать много, "замораживая" деньги в товаре, который лежит на складах. Соответственно, среднее количество палет в отправке тоже уменьшилось, как и количество заказов от одного производителя, но увеличилась их частота в целом. То есть, количество сборных отправок выросло.

В каждом регионе мы начали сильнее развивать сегмент сборных перевозок для среднего и малого бизнеса. Оказалось, что там еще есть много неизведанного. Мы оптимизировали процессы внутри компании и вышли к клиентам с предложением ускорения и удешевления доставки. Тем самым мы помогаем тому же местному малому бизнесу, который не всегда имел возможность выйти за пределы своего региона. Некоторые предприниматели не представляли, как могут продавать свои грузы, например, из Нововолынска в Днепре. Теперь они ищут своих контрагентов по всей стране. Это тоже дает определенные плоды в виде значительного увеличения грузопотоков. 

Ваш бизнес сейчас более активно развивается в западных регионах Украины?

Мы развиваем все регионы, в 2021 году сделали больший акцент на Западную Украину, так как в этом регионе наблюдается развитие малого и среднего бизнеса, в чем мы можем помочь, предоставляя услуги в сборных перевозках. Также Днепр и Запорожье показывают стремительный рост - за последнее 2 года объемы отправок увеличились на 40%. 

Днепр и Запорожье показывают стремительный рост, за последнее 2 года объемы отправок увеличились на 40%.

Есть определенные товары, которые составляют основу вашего грузопотока между отдельными регионами?

Чего-то конкретного нет. Во всех регионах Украины структура грузопотока похожа. Из каждого региона в основном отправляются продукты питания и non-food в очень широком понимании, то есть всевозможные непродовольственные товары. Вне зависимости от типа отправляемого груза, "Рабен Украина" обслуживает его с выполнением требований по товарному соседству, разных температурных режимов перевозки и других особенностей. Все это в рамках стандартных сроков перевозки. 

Что такое фреш-логистика?

Это перевозка продуктов питания в кратчайшие сроки в определенном температурном режиме. Когда вы открываете холодильник, вы видите там продукты, доставленные в рамках фреш-логистики.

Мы специализируемся на перевозке продуктов фреш-логистики при температуре +2…+6 градусов, используем для этого свою сеть дистрибуции в Украине.

В портфеле "Рабен Украина" во внутриукраинской дистрибуции транспортировка в температурном режиме +2…+6 составляет 20% перевозок.

Мы специализируемся на перевозке продуктов фреш-логистики при температуре +2…+6 градусов, используем для этого свою сеть дистрибуции в Украине.

Как это работает?

Для обслуживания фреш-логистики у нас есть девять подразделений, которые территориально покрывают всю страну и помогают осуществлять доставку в кратчайшее время с учетом срока годности товара. Склады имеют специальное холодильное оборудование. Цепочка поставок организована таким образом, чтобы продукты непрерывно находились в требуемом температурном режиме: мы забираем товары у клиентов небольшими автомобилями-рефрижераторами (грузоподъемностью от 1,5 до 10 тонн), перемещаем их на свои кросс-доки, перегружаем, перевозим в другой город в магистральных автомобилях-рефрижераторах, там в специальной холодильной зоне склада выгружаем, снова перегружаем в мелкие автомобили и доставляем получателю. Таким образом, когда покупатель приобретает продукцию в магазине, он получает гарантию, что за время перевозки она нигде не нагрелась и не могла испортиться. 

Где расположены центры обработки товаров в сегменте фреш-логистики?

Киев, Винница, Хмельницкий, Ровно, Львов, Днепр, Одесса, Николаев и Харьков. Например, львовское представительство отвечает за дистрибуцию во Львовской, части Тернопольской и части Закарпатской областей.

Поскольку фреш-сегмент продолжает развиваться, мы находимся на стадии открытия новых таких подразделений - в ближайшее время планируем запустить еще 4-5. Это поможет ускорить сроки доставки в определенные регионы на одни сутки. 

Что касается фреш-логистики, такие перевозки выполняются только внутри страны?

В основном, сборная доставка осуществляется внутри страны. Группа "Рабен" предоставляет услуги международных перевозок, как и "Рабен Украина", но фреш-логистика в данном случае это только full truck business - то есть загрузка целого автомобиля в Украине и выгрузка у получателя за границей (или наоборот). Если говорить о других видах логистики, то сборные перевозки между странами осуществляются точно так же, как и внутри Украины. 

В ближайшее время мы планируем открыть еще 4-5  фреш-подразделений, что поможет ускорить сроки доставки в определенные регионы на одни сутки.

Какие еще услуги во внутриукраинской дистрибуции предоставляет компания?

Для отдельных заказчиков мы делаем кросс-докинг (то есть подборку из монопалет и сборных палет - привозим для них товар от нескольких производителей, в том числе из других стран, осуществляем комплектацию/сборку и отправку по всей Украине). Таким образом, заказчик получает выгоду от использования нашей большой сети.

Как компания планирует развиваться в ближайшие годы во внутриукраинской транспортной логистике?

Мы продолжаем активно развивать регионы, расширяя бизнес за пределы городов-миллионников. Наша цель - дать возможность рынку пользоваться преимуществами быстрой и оптимальной доставки с использованием нашей сети и далее наращивать сборные перевозки. 

Как, по-вашему, будет работать рынок транспортной логистики в Украине с учетом новых реалий?

Как показывает европейская практика, сборный формат будет продолжать развиваться. Помощь государства (удешевление кредитов, внедрение специальных программ кредитования бизнеса) поможет расти мелкому и среднему бизнесу и в дальнейшем увеличит количество отправок сборных грузов. Ведь мелкий и средний бизнес - это основа здоровой экономики страны.

Те, кто сумел приспособиться и увидел возможности, продолжат развиваться. Компании будут и далее фокусироваться на основном бизнесе, отдавая всю остальную деятельность, в том числе логистическую, подрядным организациям. Исходя из этого, рынок логистики продолжит расти. 

Какую роль в развитии вашего бизнеса играет дорожная инфраструктура?

Если улучшается дорожное покрытие, то со временем уменьшается количество необходимых внеплановых ремонтов автомобилей. Дороги с обновленным покрытием позволяют ускорить процесс доставки любого груза. Например, еще год назад срок доставки отправлений из Днепра в Одессу составлял 48 часов, потому что автомобили были вынуждены следовать по не оптимальному маршруту. Но после ремонта дороги из Днепра в Одессу через Кривой Рог срок доставки сократился до 24 часов. Это существенное ускорение. Машины проезжают меньший километраж, товар доставляется значительно быстрее. Выгода для клиента - очевидна.

Читайте также От лекарств до лобстеров: Как обрабатывают грузы в аэропорту Франкфурт

Материал опубликован на правах рекламы