В начале августа по результатам конкурса Кабинет министров назначил новым председателем Государственной службы морского и речного транспорта Украины (Морской администрации) Виталия Киндратива. Ранее, в 2018-2020 гг., он возглавлял директорат стратегического планирования и европейской интеграции Мининфраструктуры, до этого занимал должность заместителя главы Николаевской ОГА. 

Фактически, Морская администрация начала работу в августе 2018 года, и с тех пор положительных отзывов от рынка о работе ведомства не было. Неоднократные жалобы на коррупцию, замечания от IMO, проблемы с дипломированием моряков и двойной капитанией так и не были удовлетворены и решены. Новый глава Морадминистрации утверждает, что сегодня коррупция уже носит несистемный характер и осталась только на низовом уровне, тренажерные центры проверены и успешно работают, а вопрос двойной капитании вот-вот решится.

Действительно ли происходят такие изменения и насколько они устойчивы - покажет время и сам рынок. 

Когда вас назначали, какие были поставлены KPI и кем? 

С министром инфраструктуры Александром Кубраковым обсуждали вопросы, которые накопились и были на повестке дня: дипломирование моряков, работа капитании, административные услуги. Была поставлена задача навести порядок в этих направлениях и перезапустить МА.

С каких изменений вы начали, когда пришли на должность? 

Первое и базовое - был проведен аудит существующей ситуации и разработана новая организационно-управленческая структура. Как вы знаете, с нового года вступает в силу закон о ВВТ, который наделяет новыми полномочиями МА. И под это сейчас разработано и проходит согласование с центральными органами исполнительной власти новое положение о Морской администрации. Будут внесены новые функции по реке и рыбному флоту.  

Вы пришли сами или с командой? Были какие-то изменения в топ-менеджменте?

Во-первых, в самой МА есть качественные люди, поэтому вначале мы провели работу внутри. Кабинетом министров Украины назначены два заместителя. Один из них - по вопросам цифровизации. Сейчас я объявил конкурс на руководителя департамента государственного контроля и административных услуг. Все конкурсы на должности в МА проходят публично, и я лично приглашаю всех специалистов подаваться.

Какой сейчас у вас штат? Будут ли изменения в численности?

Сегодня служба недоукомплектована. Мы не можем выполнять все функции, возложенные на нас, потому что физически не хватает людей. При штатной численности 651 человек, по факту - 220. Поэтому, в следующем году планируем увеличить количество фактических работников. 

Ранее вы говорили, что заработная плата сотрудников должны быть на уровне 40 тыс. грн. Речь идет о повышении уже в следующем году? С кем обсуждался этот вопрос?

Сегодня средняя заработная плата составляет 14 тыс. грн. Люди с такой зарплатой постоянно контактируют с внешним миром, где цена простоя судна в десятки раз выше, чем годовая зарплата. А это, в свою очередь, создает определенные соблазны. 

Мы вышли с инициативой к министру о том, что хотим урегулировать вопрос заработных плат, количества людей и материально-технического обеспечения. Министром эти инициативы были поддержаны, и уже в конце октября мы получили дополнительно 33 млн грн. Из них 18 млн грн - зарплата с начислениями. Это говорит о том, что уже есть возможность в этом и следующем месяце заплатить людям адекватные деньги. Повышение заработной платы также даст возможность привлекать более компетентных специалистов. 

Какая сумма заложена на следующий год в госбюджете для финансирования МА? Сколько из них заработная плата?

Мы подали соответствующие предложения, с учетом того, что хотим увеличить штат хотя бы до 400 человек и средней заработной платой 30 тыс. грн. Всего на обеспечение нам нужно будет 320 млн грн, из которых 140 млн грн - зарплатный фонд. Остальное - материально-техническое обеспечение. Для примера, в 2019 году нами было куплено 10 автомобилей, которые не используются, потому что в бюджете 2021 года не были выделены средства на горючее. У нас есть несколько катеров, но нет денег, чтобы на них выехать. А та же безопасность на реке требует присутствия там инспекторов МА. Если посмотреть статистику, то каждый год происходят какие-то ситуации - пьяный въехал в яхтклуб, кого-то задавили водным мотоциклом. На море такая же проблематика. 

Ранее обсуждался вопрос создания спецфонда для финансирования МА. Было ли это сделано?

Этот спецфонд даже был во времена Морречиспекции и финансировался за счет административного сбора. Сейчас он идет прямиком в общий фонд госбюджета. Есть анонсированный "морской день" в Верховной Раде, где будут выноситься вопросы, связанные с рекой и морем. Уже готов проект закона о создании специального фонда для содержания МА. Очень надеемся, что он будет принят. 

Какая сейчас ситуация с дипломированном? Что удалось сделать с момента вашего прихода на должность? 

Для начала я хотел бы прояснить, что Морская администрация не управляет всем процессом дипломирования моряков. 

Согласно решению Шестого апелляционного административного суда от 11.10.2021 был отменен процесс ликвидации Инспекции по вопросам дипломирования моряков и восстановлен ее функционал. Там также было назначено новое руководство. Таким образом полномочия Морской администрации в сфере дипломирования сводятся к осмотрам тренажерных центров и подписанию капитанами квалификационных документов моряков. 

Нами было проведено 9 осмотров таких тренажерных центров, до конца 2021 года планируем проверить еще несколько. Для проведения осмотров мы привлекаем общественность, дабы минимизировать коррупционные риски. Большинство из них показали хороший результат проведения обучения. Сегодня любой центр, который имеет нужное материально-техническое обеспечение, кадровый потенциал и есть в реестре утвержденных центров, может проводить обучение моряков. 

Кроме того, благодаря поддержке со стороны Министерства и проекта TAPAS, запущен CES тест (Crew Evaluation Test 6.0) - международный признанный тест по подтверждению квалификации моряка. Сегодня у моряка, пришедшего на экзамен, есть возможность выбрать одну из двух систем тестирования. Первая - АСТ (автоматизированная система тестирования), вторая международная - CES 

Один из до сих пор не решенных вопросов - двойственность капитании. На каком этапе этот вопрос сейчас? 

Данный вопрос находится в компетенции Министерства инфраструктуры. Морская администрация реализовывает политику в сфере морского и речного транспорта, поэтому мы будем готовы выполнять свои функции в соответствии с теми нормативно-правовыми актами, которые приняты либо будут приниматься Мининфраструктуры.

Какая сейчас стоимость дипломирования моряков? Ранее не раз заявлялось о том, что получить документы за границей в разы дешевле, чем в Украине? 

Некорректно говорить об одной какой-то цифре в дипломировании моряков. Например, есть административная услуга, которую предоставляет государственный исполнительный орган, включая выдачу документов на государственном бланке. Это сумма в пределах 100-150 грн.

Для того, чтобы получить рабочий или квалификационный документ, моряку необходимо подтвердить это стажем работы на судне, который отображен в послужной книжке моряка (ПКМ), или пройти тестирование на подтверждение квалификации или присвоение звания, пройти курсы повышения квалификации в учебно-тренажерных центрах (УТЦ), пройти обучение в УТЦ для получения Сертификатов согласно Конвенции ПДНВ. Все это разные суммы, так как лицензированные УТЦ - это частные организации.

Не знаю, кем заявлялось о том, что получить документы за границей в разы дешевле...  Во-первых, чтобы получить рабочие документы моряка в другом государстве, нужно иметь учебные документы о морском образовании того же государства, либо, они должны быть нострифицированы. Сертификаты, конечно, можно получать за границей - только с какой целью и для чего? 

Главное, чтобы от обращения моряка за документом до получения выстраивалась прозрачная коммуникация, которая исключает злоупотребление и коррупционную составляющую.

Но если речь идет не об официальных платежах, на каком этапе была коррупционная составляющая? 

Я не являюсь представителем правоохранительных органов. Мы занимаемся тем, что очищаемся внутри и оттачиваем процедуру так, чтобы не было возможности манипуляций. Взятки и агенты появляются тогда, когда человек не знает, как правильно взаимодействовать. Наша задача сделать так, чтобы максимально упростить всю процедуру для моряка, и не было необходимости прибегать к помощи третьих лиц. 

Можете привести примеры основных коррупционных схем? 

Коррупционные схемы - это всегда злоупотребление определенными лицами своих полномочий. На сегодня, если что-то и происходит внизу, то это не системные вещи, а остатки, с которыми мы активно боремся. У нас есть специально созданная горячая линия, где любой, кто сталкивается с неправомерным диалогом с нашей службой, может об этом проинформировать. Для нас сейчас принципиально важно пройти этот этап самоочищения, чтобы восстановить доверие к МА. 

Что вы для этого делаете? 

Для этого мы хотим максимально прописать все процедуры, которые у нас есть, условными чек-листами, чтобы не было возможности двоякого трактования. Кроме того, разработали порядок проведения всех контрольных процедур с использованием видеорегистрации. Я хочу, чтобы любой контакт работников службы с внешним миром - проверка на воде, документальная, капитания и тд. - был с видеофиксацией. Это будет дисциплинировать и нашу сторону и сторону, с который мы коммуницируем. Давайте будем честными - не всегда коррупционная инициатива исходит с одной стороны. 

Нормативно-правовая база - что необходимо сделать в этом направлении в ближайшее время?

У нас огромный пласт "нормативки" после принятия закона о ВВТ. Все это сейчас разрабатывается, и по многим нормативно-правовым актам мы должны начать работать уже с 1 января. Второе - блок вопросов, связанный с выполнением рекомендаций IMO. Часть работы там уже сделана, часть - еще в процессе. 

По вашему мнению, МА на сегодняшний день больше помогает или мешает рынку?

Патрульная полиция на дороге - это хорошо или плохо? Они выполняют функцию обеспечения безопасности дорожного движения. Морская администрация создана для того, чтобы выполнять конвенционные обязательства государства. По сути, мы - орган, который должен смотреть за тем, чтобы Украина выполняла международные требования. 

Опишите кратко, какой, по вашему мнению, должна быть правильно работающая МА? От чего зависит, станет она такой или нет?

То, что касается моряков - конкурентный рынок тренажерных центров и минимальное участие человека в процессе. Административные услуги - все должно быть максимально упрощено. Мы уже запустили пилотный проект вместе с сервис-центром "Готово" и МРС, и через них принимаем документы. Третье - максимальная диджитализация процессов и автоматизация всех баз - начиная от видеофиксации процесса проверок до единой информационной системы, которая свяжет между собой все базы данных и реестры МА. Из ближайших планов - отображение прав водителей маломерных судов в приложении "Дія".

Читайте также Александр Голодницкий: "Большое строительство" идет в портовую отрасль