Уже традиционная выставка железнодорожного подвижного состава и ж/д технологий InnoTrans проходила в столице Германии в период с 18 по 21 сентября. Мероприятие по праву считается крупнейшим в своем роде. Нынешний форум посетили более 160 тыс. гостей из 149 стран мира. Побывали на InnoTrans 2018 и журналисты ЦТС.
Конечно, сложно в рамках отведенного времени пребывания на мероприятии ознакомиться со всеми экспонатами и вникнуть в их характеристики, но основные тенденции и наиболее заметных экспонентов все же стоит выделить. Итак, выставка этого года - это 3062 экспонента из 61 страны, это около полторы сотни представленных транспортных средств и более 400 продемонстрированных инноваций. Все это - в нескольких павильонах и на открытых экспозициях на площади свыше 200 тыс. кв м.
Ключевыми трендами, которые отметил для себя на выставке ЦТС, стали: стремление производителей сделать транспорт более экологичным и энергоэффективным, ориентация на интересы пассажиров, цифровизация процесса железнодорожных перевозок.
Читайте также InnoTrans 2018: картинки с выставки
Еще накануне выставки, в Нижней Саксонии впервые в мире стартовали регулярные пассажирские перевозки на водородных поездах. Таким образом запуском в коммерческую эксплуатацию поездов Coradia iLint громко заявила о своем присутствии на InnoTrans французская Alstom. Новый подвижной состав с низким уровнем шума и нулевым уровнем выбросов углекислого газа должен со временем полностью вытеснить на маршруте Куксхафен-Бремерхафен-Бремерферде-Букстехуде дизельные поезда. Контракт предусматривает поставку в Германию 14 единиц Coradia iLint.
Уже непосредственно на выставке Stadler и Havelländische Eisenbahn (HVLE) представили новый шестиосный локомотив, минимизирующий воздействие на окружающую среду благодаря сниженному уровню выбросов выхлопных газов, а также за счет того, что при производстве используется до 98% компонентов из материалов повторной переработки. Основной особенностью локомотива EURODUAL является то, что он может работать в двух режимах: в дизельном и электрическом (на сетях, электрифицированных переменным током 15кВ и 25 кВ). В первом случае мощность составляет до 2800 кВт, во втором - 7000 кВт. Таким образом, машина может использоваться на электрифицированных и не электрифицированных участках, что позволит обеспечить большую гибкость в планировании маршрутов перевозок.
Уже упомянутая Alstom показала маневровый локомотив Prima H4, который также позиционируется как "eco-friendly". Четырехосный локомотив может работать, используя несколько опций электропитания: двухрежимную (контактная сеть и дизельный двигатель), двухрежимную (сеть и электрическая батарея), гибридную (батарея и дизельный двигатель). Машина может развивать скорость до 120 км/ч. Это, по заявлению производителя, позволяет гибридному локомотиву легко интегрироваться в движение на магистральных путях.
У немецкой компании Vossloh в обойме также имеется четырехосный дизель-электрический локомотив, развивающий скорость 120 км/ч. С номинальной мощностью 1800 кВт - это самая мощная машина в модельном ряду производителя.
Китайская CRRC представила гибридный маневровый локомотив Hybrid AC, адаптированный для Deutsche Bahn. Локомотив оснащен дизель-генераторной установкой и литий-титанатной батареей, срок службы которой в 10 раз превышает срок эксплуатации никель-кадмиевых батарей.
Озаботились вопросами экономии топлива и сокращения выбросов и в Турции. Компании ASELSAN и TULOMSAS модернизировали для государственной турецкой ж/д компании TCDD Tașimacilik маневровый локомотив, представив гибридный HSL 700. Последний оснастили литий-ионной батареей с принудительной системой жидкостного охлаждения. На обновленный локомотив также установили дизель меньшего размера, для экономии топлива и снижения выбросов СО2.
Уже второй раз подряд на InnoTrans, помимо железнодорожного транспорта, устроители отводят место и для автобусов. В 2018-м их производители поддержали один из основных трендов - экспозиция состояла только из электробусов. Обращало на себя внимание достаточно сильное представительство на автобусном стенде наших ближайших западных соседей поляков. Так, компания Solaris показала электробусы Urbino12, Voith, Trollino 12. Показ последней модели был премьерным в рамках выставки.
Однако, из всего ряда электробусов наиболее визуально выделялся Aptis от Alstom. Необычные электробусы с весны этого года уже эксплуатируются в тестовом режиме. Среди основных особенностей - управляемые колеса, расположенные максимально близко к переднему и заднему габариту автобуса. Они позволяют проще подъезжать к остановкам, используя для этого меньше места на дороге. В 12-метровый электробус помещается 100 пассажиров. Посадочные места могут легко менять конфигурацию и оборудованы точками для зарядки электронных девайсов пассажиров.
Интересно, что электрическими батареями в Европе начинают оборудовать даже маршрутные микроавтобусы. Так, австрийская компания K-Bus, занимающаяся модернизацией и тюнингом автобусов, чьи производственные мощности находятся в Словении, привезла в Берлин электробус, переоборудованный из микроавтобуса Nissan. Компания предлагает низкопольные электрические "маршрутки", вмещающие 34 и 45 пассажиров.
Однако вернемся к железнодорожному транспорту - обратим внимание на пассажирские поезда. Как уже было сказано выше, в значительной мере, европейские производители ориентируются на интересы пассажиров (по крайней мере так они заявляют). "Мы можем делать наши поезда более быстрыми или технически совершенными, но операторам сейчас интересна продукция, которая удовлетворяет потребности пассажиров", - говорит в узком кругу журналистов топ-менеджер одного из ж/д гигантов. Поэтому, по его словам, компаниям-производителям приходится больше уделять внимания таким вопросам, как путешествия пассажиров с детьми, транспортировка велосипедов, мультимедийные развлечения, комфортные места для пассажиров. А министр инфраструктуры Италии Данило Тонинелли отметил еще и то, что поезда должны органично вписываться в ландшафт городов, имея в виду историческую застройку в Европе.
Об этом политик говорил на презентации поездов Rock и Pop для итальянского ж/д оператора Trenitalia. Rock - региональный поезд повышенной вместимости (около 1,4 тыс. пассажиров), спроектированный и построенный Hitachi Rail. Может состоять из 4-6 двухэтажных вагонов и развивать скорость до 160 км/ч.
Pop - одноэтажный региональный поезд средней вместимости (около 530 пассажиров) от Alstom. Может состоять из 3-4 одноэтажных вагонов и также развивать скорость до 160 км/ч. Примечательно, что итальянцы и французы договорились о создании нового поезда на выставке InnoTrans 2016, и вот, за два года, он был построен и представлен публике, а весной 2019 выйдет на ж/д маршруты Италии.
Швейцарский Stadler, среди прочих новинок, показал поезд Mälartåg, который будет поставляться в Швецию. Особенностью данного подвижного состава является адаптация для работы в северных климатических условиях. Поезд предназначен для работы при - 40 °С и толщине снежного покрова до 0,8 м. Поезда будут работать на четырех маршрутах и будут оборудоваться большими снегоочистителями, а также системами напольного и настенного отопления, специально адаптированной теплоизоляцией. Поезд длиной 105 м вмещает 333 пассажирских места. Сидения регулируются, все места оборудованы розетками, есть Wi-Fi.
Еще один экспонат от Stadler - электропоезд TRAVERSO для швейцарского Voralpen-Express. Помимо комфорабелных пассажирских мест, обращают на себя внимание большие панорамные окна, которые позволят туристам любоваться на живописные виды на вид на туристическом маршруте между Люцерном и Санкт-Галленом.
Консорциум в составе компаний Stadler и Siemens представил на выставке поезд нового поколения для S-Bahn - городской электрички Берлина. Важная деталь, на которую обращают внимание разработчики, это то, что вагоны берлинской городской электрички теперь будут полностью оборудованы кондиционерами. Также здесь имеются места для велосипедов и для инвалидных колясок.
Siemens, кроме того, показал вариацию своего поезда для австрийской ÖBB - Desiro ML Cityjet с приставкой "эко". Desiro ML Cityjet eco оборудовали электрической батареей для работы на не электрифицированных участках пути. По задумке, такие поезда должны вытеснить со временем с маршрутов дизельные. Пока это прототип, но во второй половине 2019 года он и его "собратья" будут введены в коммерческую эксплуатацию.
Еще одна новинка для ÖBB - шестивагонный электропоезд Cityjet TALENT3 от Bombardier. На 300 пассажирских мест здесь приходится 53 мест для велосипедов, а также места для детских колясок и багажа. Части интерьера в поезде являются модульными и могут быть заменены. Такая опция может быть использована, например, для адаптации подвижного состава под перевозку велосипедистов или лыжников.
Говоря об инновациях, стоит упомянуть и карбоновый поезд метро от CRRC. Китайцы разрабатывали его совместно с немецкими учеными из Дрездена. Кузов Cetrovo выполнен из карбонового волокна, что позволит экономить электроэнергию, благодаря меньшему весу состава. Еще одной примечательной чертой является то, что окна поезда изнутри имеют функцию тачскрина и могут использоваться как огромные планшеты, где пассажиры могут получать дополнительную информацию во время движения поезда. Такие окна-экраны также могут использоваться для выведения на них информации о движении поезда, станциях метро и т.д.
Мы лишь поверхностно остановились на части самых заметных экспонатов выставки - втиснуть все в рамки одного материала невозможно. Отметим лишь, что InnoTrans 2018 стала не только и не столько местом демонстрации технологий, но и заключения соглашений о сотрудничестве между многими компаниями. Так, Крюковский вагонзавод провел переговоры о сотрудничестве с Alstom, GE и Bombardier. "Укрзализныця" подписала меморандумы с Alstom и CRRC о возможности поставки электровозов. GE Transportation заключила с Казахстанскими железными дорогами (КТЖ) контракт на поставку 300 маневровых локомотивов. Siemens Mobility и Deutsche Bahn планируют сотрудничество при реализации новых идей в сфере железнодорожных перевозок пассажиров, о чем также было подписано соответствующее соглашение. Было подписано "Заявление о намерениях по китайско-германской кооперации в сфере городского рельсового транспорта" между Китайской ассоциацией метро и немецкими ж/д промышленниками, а значит можно выделить и еще один тренд - усиление сотрудничества Поднебесной и ЕС в железнодорожной отрасли.
Читайте также Рассматриваем Украину как промышленного партнера - интервью с Alstom
Еще немного фото…