Едем дальше

Итоги 2017 года для транспортной отрасли

Ryanair пока так и не взлетел, Балчун ушел по-английски, "Укравтодор" отремонтировал 2 тыс. км дорог — это, как два раза из Киева до Одессы и обратно, АМПУ подняла 7 млн кубометров грунта с глубин, что равно объему почти трех пирамид Хеопса, Рада не проголосовала важные законопроекты — таким вкратце был 2017 год для транспортной отрасли Украины.

Забегая наперед, личным КPI на 2018 год министр инфраструктуры Владимир Омелян называет привлечение минимум пяти мировых компаний, принятие 10-15 евроинтеграционных законов и полную дерегуляцию отрасли. Но основное — "Выдержать"!

Мы узнали, как министр и топ-менеджеры транспортной сферы оценивают уходящий 2017 год, какие отмечают успехи года, и в каких провалах готовы сознаться, какие планы строят на грядущий 2018-й.

2017 год министра одной фразой

Провал года
— Ryanair
Достижение года
— Ryanair
Кадровое назначение года
— Райвис Вецкаганс, Александр Озеран
Разочарование года
— Коллапс в "Укрзализныце"
Самый неудачный разговор года
— Их не было
Кто или что вас вдохновило?
— Когда дома обнимает Марк, думаешь: Все будет окей!
Открытие года
— Highway Гданьск-Одесса
Этот год до сегодня одной фразой
— У меня есть одно слово, но я не могу его сказать для прессы...зима реформ
Что сказал вам Президент на последней встрече
— Что все нормально, работаем дальше

Железная дорога

Войцех Балчун ушел по-английски и его место занял Евгений Кравцов в статусе исполняющего обязанности. В отличие от предшественника, ему удалось быстро договориться с бизнесом и проиндексировать тарифы на грузовые перевозки. Хоть, сам Кравцов и не считает это достижением — говорит, что тарифы повышать нужно было раньше. Кроме того, в этом году УЗ построила на своих мощностях самое большое за последние семь лет количество грузовых вагонов и наконец-то подписала договор с General Electric на поставку локомотивов. Не удалось в этом году решить глобальную проблему транзита.

Из позитивных вещей, которые произошли в "Укрзализныце" за этот год, министр инфраструктуры Владимир Омелян отмечает завершение переговоров с GE, корпоративное управление, акцент на удовлетворение потребностей пассажиров. Негативы, по его мнению, остались прежними — УЗ в коллапсе, а данные по состоянию тяги и подвижного состава пугают.

В прошлом году мы определили основные задачи для отрасли на 2017 г. Что из этого было сделано?

Выстроить эффективную систему управления железнодорожной отраслью без оглядки на личности

Решить проблему транзита

Начать модернизацию подвижного состава

Одним из достижений я назову курс УЗ на открытость и прозрачность. Сегодня мы публично демонстрируем все движение денег, которые мы получили от индексации грузовых тарифов на специальный инвестиционный счет. Уже получено 728,4 млн грн на капитальные инвестиции. Второе — обновление грузового подвижного состава (на собственных мощностях построили 2333 ед., увеличили модернизацию и капремонт тяги). Третье — реформа пассажирских перевозок. В этом году удалось создать пассажирскую компанию, начать обновление вагонов. Не удалось начать эксплуатацию паромов, закупку дизтоплива с применением формульного ценообразования, несмотря на постоянный диалог с трейдерами, очень поздно были проиндексированы тарифы. Однако, я не хочу называть это провалами. Это то, что мы сможем сделать уже в следующем году

Евгений Кравцов И.о. председателя правления ПАО "Укрзализныця"

Оценка министра Кравцову: "Пока рано ставить"

Планируя 2018 год, Владимир Омелян говорит, что нужно назначить Набсовет, провести конкурс на должность его руководителя и назначить адекватное правление. Корпоративное управление должно быть внедрено, вертикальная компания должна быть не на бумаге, как сейчас, а в действительности. Серьезно нужно подойти по вопросу сотрудничества с мировыми гигантами по обновлению подвижного состава.

Порты

АМПУ в этом году удалось освоить 1,8 млрд грн капитальных инвестиций. Это еще не все средства, которые были заложены в финплане, но уже в три раза больше, чем в 2016 году. Некоторые проекты так и не были реализованы, например, дноуглубление в портах Азовского моря. Также были снижены портовые сборы (со следующего года), отчисления в бюджет и утвержден финансовый план на 2018 год с капинвестициями на уровне 4,3 млрд грн. Реформировать АМПУ и провести укрупнение филиалов, о чемговорят уже давно, в этом году не удалось.

Анализируя уходящий год Владимир Омелян говорит: "Тендеры проходят без жалоб, у Райвиса Вецкаганса есть четкое видение, как должна развиваться АМПУ. Кроме дноуглубления запустились проекты по реконструкции причалов и волнореза (в Одессе), обновлению флота. Hutchison Ports подал свою заявку на аренду территории 1-6 причалов в порту Черноморск. Снижены портовые сборы и отчисления в бюджет, создана Морская администрация".

В прошлом году мы определили основные задачи для отрасли на 2017 г. Что из этого было сделано?

Реформировать АМПУ

?Принять новый сборник Портовых сборов

?Решить вопрос с силовиками в портах

2017 год был насыщен событиями, которые изменили вектор развития портовой отрасли. Мы предложили новый подход к расчету ставок портовых сборов, обеспечили их снижение для бизнеса и параллельно добились уменьшения уровня отчислений доходов АМПУ в бюджет, что дает нам возможность в дальнейшем по-прежнему направлять ресурсы на развитие портов. В этом году АМПУ дала старт крупным инфраструктурным проектам по реконструкции причалов и дноуглублению. Мы значительно расширили наше международное сотрудничество, заручившись поддержкой таких партнеров как ЕБРР, IFC, Администрация порта Роттердам, порта Пусан. Да, есть проекты, которые в силу объективных причин нам не удалось успеть осуществить в этом году, как например, дноуглубление в портах Азовского региона, но и эти вопросы будут решены уже в ближайшее время

Райвис Вецкаганс И.о. председателя АМПУ

Оценка министра Вецкагансу: "Твердая четверка"

В 2018 году министр ожидает концессию и приватизацию портов. Херсон, Ольвия, Черноморск, Южный будут отданы в концессию. Остальные — на приватизацию, говорит Владимир Омелян.

Дороги

Автодорожная отрасль в этом году показала хорошие результаты по ремонту дорог — около 2 тыс. км. Конечно, если смотреть на общую протяженность дорог в Украине, то это просто смешные цифры. Но это уже в три раза больше, чем в прошлом году. В интервью ЦТС Славомир Новак говорил, что в строительстве дорог уже заинтересованы много компаний из Турции, Азербайджана, Китая. Еще нужно привлечь компании из ЕС. Не удалось в этом году вывести на новый уровень систему взвешивания автотранспорта. Автоматический весовой контроль — в планах на следующий год.

Важным событием года министр называет строительство дорог. По его словам, 45% украинцев считают, что наибольшее достижение правительства — это строительство дорог. С 1 января будет создан Дорожный фонд. Также будет проведена децентрализация. "Первые полгода, правда, будет небольшой хаос, но после этого у нас будет совсем другое качество строительства дорог", — отмечает он.

В прошлом году мы определили основные задачи для отрасли на 2017 г. Что из этого было сделано?

Вывести на новый уровень весовой контроль

?Привлечь иностранные компании с хорошей репутацией для строительства дорог

?Подготовить областные администрации к децентрализации (кадровый вопрос)

Во-первых, мы отремонтировали около 2 тыс. км дорог. Это в три раза больше, чем в прошлом году и в пять раз больше, чем в 2015-2014 гг. Мы еще не успели кардинально изменить ситуацию, но я надеюсь, что уже меньше людей ненавидят "Укравтодор". 90% выполненных нами работ в этом году — это средний и капитальный ремонт, благодаря которому в течение пяти-семи лет отремонтированные участки будут сохраняться в хорошем состоянии. Во-вторых, со следующего года начинается процесс децентрализации дорог — это фундаментальная реформа, по сути — это конституция для дорог. Третье — это Дорожный фонд, который обеспечит гарантированное финансирование дорожной отрасли. Если говорить о поражениях, — то пока, к сожалению, остается проблема с выкупом земли, что существенно задерживает осуществление инвестиционных проектов. Я надеялся, что мы решим эту проблему быстрее

Славомир Новак И.о. главы "Укравтодора"

Оценка министра Новаку: "Четверка близкая к пятерке"

Владимир Омелян ожидает, что в 2018 году будет отремонтировано 4-5 тыс. км дорог. "Но, посмотрим, как получится", — добавляет он.

Авиация

Отвечая на вопрос о провале и достижении года, Владимир Омелян оба раза говорит о Ryanair. Действительно, авиационная отрасль в этом году запомнилась больше всего двумя событиями — объявлением о приходе Ryanair и днем, когда перевозчик начал возвращать деньги за купленные билеты. Однако, не сумев привлечь крупную лоукост-компанию, в декабре министр объявил о создании украинского авиаперевозчика SkyUp. Авиакомпания планирует начать с чартерных рейсов. Также будет летать по регулярным внутренним и нескольким международным направлениям. Кроме этого, в 2017 году к нам зашло 6 новых авиакомпаний, в том числе одна из лучших в мире — Qatar Airlines.

Владимир Омелян говорит, что, "с точки зрения национальной экономики, самое важное событие для отрасли в этом году — национальная авиакомпания". В целом, по отрасли, по его словам, ключевое — последовательный рост в авиации: "В этом году +30%. Это хорошо для государства и инвесторов. За счет этого почти зашли Ryanair, и за счет этого мы объявили о создании национальной авиакомпании. Я благодарен, в первую очередь, Бильчуку. Если бы он не отошел от ручного управления отраслью в выдаче маршрутов, лицензий, разрешений, у нас была такая же ситуация, как в прошлые годы. Второе — это руководители госаэропортов. В этом году Львов перевез 1 млн пассажиров, Борисполь — 10 млн".

В прошлом году мы определили основные задачи для отрасли на 2017 г. Что из этого было сделано?

Привлечь топовые лоукост-компании

Подписать открытое небо с ЕС

Реформа аэропортов

Текущий год однозначно прошел под знаком развития региональных аэропортов, которые, тем не менее, развиваются автономно и, порой, хаотично в условиях отсутствия утвержденной регулятором отрасли стратегии. По моему мнению, при сохранении существующей тенденции, в ближайшее время может сформироваться новый украинский западный хаб — аэропорт Львова или Ивано-Франковска. В текущем году "Борисполь" уверенно закрепился в группе европейских хабовых аэропортов, нарастив 3 млн транзитных пассажиров за год. Развитие региональных аэропортов также принесло "Борисполю" большую пользу, ведь в текущем году мы наблюдаем активизацию спроса на внутренние перелеты. Проще говоря, люди стали больше летать внутри страны. К сожалению, железная дорога, как главный конкурент во внутренних перевозках, в текущем году продолжала получать перекрестное субсидирование с грузоперевозок, сдерживая тем самым рыночную конкуренцию между видами транспорта

Евгений Дыхне Председатель авиационного комитета при Торгово-промышленной палате Украины

Оценка министра отрасли: "Пять авансом"

"Я бы хотел, чтобы следующий год был годом лоукостов", — лаконично говорит Владимир Омелян о планах на 2018 год.

Что говорил министр и говорили о министре

Центр контент-анализа по просьбе ЦТС определил три темы, в связке с которыми чаще всего говорили о В. Омеляне в СМИ и о которых говорил сам министр в уходящем году

9008материаловОмелян - УЗ

7421материаловОмелян - Ryanair

3431материаловОмелян - Укравтодор

Внутри министерства

Конечно, из кадровых перестановок за этот год больше всего запомнился уход Войцеха Балчуна. Его место занял Евгений Кравцов в статусе исполняющего обязанности, автоматически лишившись должности первого заместителя министра. Еще в августе Владимир Омелян говорил, что конкурс будет объявлен до 1 октября текущего года, но осмелимся предположить, что в ближайшие полгода этого не произойдет.

В министерстве, кажется, назревает кадровый дефицит. Еще в начале года с должности замминистра был уволен Дмитрий Роменский, в ноябре Надежда Казначеева объявила о своем уходе со словами "пора двигаться дальше". Таким образом, всего за год свита министра сократилась с пяти до двух заместителей.

Новый комплект заместителей у меня готов. Надеюсь, что после обсуждения на уровне Кабмина он будет утвержден, потому что они действительно нужны. Я бы хотел, чтобы это произошло в этом году. Я считаю, что менять функционал заместителей точно не нужно. Чем меньше чиновников, тем лучше для отрасли

Владимир Омелян Министр инфраструктуры Украины

Взаимодействие с парламентом

"Если нужно будет, разобью палатку под Верховной Радой и буду ходить, как свидетели Иеговы, к каждому депутату и объяснять важность принятия того или иного документа", — говорил ранее министр в интервью ЦТС. За два года министр так и не разбил палатку под ВР, а важные законопроекты (не считая Дорожный фонд и децентрализацию "Укравтодора" в 2016 году) так и не были приняты. Из позитива, в этом году доработали законопроект о ж/д транспорте, с которым 80-90% представителей бизнеса согласны, и внесли его в парламент. Министр рассчитывает, что проголосован он будет в первой половине следующего года.

"Важных законов в этом году принято не было. Очень долго идет дискуссия про закон о такси, про габаритно-весовой контроль, железнодорожный транспорт, по внутренним водным путям. Это неправильно. Все эти три года Украина могла работать совсем в других нормах — стандартах евродиректив. Если бы мы приняли закон о железнодорожном транспорте три года назад, уже сейчас была бы частная тяга, был бы принят закон про ВВТ — было бы 10-15 млн т грузов на реке. Всего этого нет только потому, что не проголосовано в парламенте, и я считаю, что это несознательное или сознательнее нанесение ущерба государству", — отмечает министр.

Ключевым итогом работы транспортного комитета парламента в 2017 году считаю то, что был поддержан в доработанной версии законопроект №2475а, дающий развитие внутреннему водному транспорту. Жаль, конечно, что до конца года парламент так и не смог рассмотреть и проголосовать этот законопроект, но перспективы есть — нас поддерживают и профильное министерство и, что знаково, европейские институции. Хочу отметить в очередной раз, что законопроект №2475а — не о политике, а об экономике — его принятие создаст основное условие развития речных перевозок — сделает реки экономически привлекательными по сравнению с другими транспортными направлениями. Реформа портовой отрасли, которая стартовала в 2013 году, требует корректировки. Поэтому, на протяжении 2017 года профильным комитетом Рады совместно с МИУ и АМПУ был подготовлен и внесен в парламент законопроект №7385, который должен отрегулировать ход реформы отрасли. Относительно других планов, то это законопроект №2712, предусматривающий упрощения для судов под иностранным флагом. Занимаемся законом №2476а, который уменьшит финансовую нагрузку для судов под украинским флагом, "сингапурским законопроектом" №5431 — даст возможность строить гидротехнические сооружения в акваториях морских портов и за их границами

Борис Козырь заместитель председателя комитета Верховной Рады по транспорту

Планируя следующий год, министр говорит: "Думаю, что в следующем году мы объединим усилия, чтобы принять все законы по транспортной отрасли".

Facebook91 Twitter