Ryanair пока так и не взлетел, Балчун ушел по-английски, "Укравтодор" отремонтировал 2 тыс. км дорог — это, как два раза из Киева до Одессы и обратно, АМПУ подняла 7 млн кубометров грунта с глубин, что равно объему почти трех пирамид Хеопса, Рада не проголосовала важные законопроекты — таким вкратце был 2017 год для транспортной отрасли Украины.
Забегая наперед, личным КPI на 2018 год министр инфраструктуры Владимир Омелян называет привлечение минимум пяти мировых компаний, принятие 10-15 евроинтеграционных законов и полную дерегуляцию отрасли. Но основное — "Выдержать"!
Мы узнали, как министр и топ-менеджеры транспортной сферы оценивают уходящий 2017 год, какие отмечают успехи года, и в каких провалах готовы сознаться, какие планы строят на грядущий 2018-й.
2017 год министра одной фразой
- Провал года
- — Ryanair
- Достижение года
- — Ryanair
- Кадровое назначение года
- — Райвис Вецкаганс, Александр Озеран
- Разочарование года
- — Коллапс в "Укрзализныце"
- Самый неудачный разговор года
- — Их не было
- Кто или что вас вдохновило?
- — Когда дома обнимает Марк, думаешь: Все будет окей!
- Открытие года
- — Highway Гданьск-Одесса
- Этот год до сегодня одной фразой
- — У меня есть одно слово, но я не могу его сказать для прессы...зима реформ
- Что сказал вам Президент на последней встрече
- — Что все нормально, работаем дальше
Железная дорога
Войцех Балчун ушел по-английски и его место занял Евгений Кравцов в статусе исполняющего обязанности. В отличие от предшественника, ему удалось быстро договориться с бизнесом и проиндексировать тарифы на грузовые перевозки. Хоть, сам Кравцов и не считает это достижением — говорит, что тарифы повышать нужно было раньше. Кроме того, в этом году УЗ построила на своих мощностях самое большое за последние семь лет количество грузовых вагонов и наконец-то подписала договор с General Electric на поставку локомотивов. Не удалось в этом году решить глобальную проблему транзита.
Из позитивных вещей, которые произошли в "Укрзализныце" за этот год, министр инфраструктуры Владимир Омелян отмечает завершение переговоров с GE, корпоративное управление, акцент на удовлетворение потребностей пассажиров. Негативы, по его мнению, остались прежними — УЗ в коллапсе, а данные по состоянию тяги и подвижного состава пугают.
В прошлом году мы определили основные задачи для отрасли на 2017 г. Что из этого было сделано?
✗Выстроить эффективную систему управления железнодорожной отраслью без оглядки на личности
✗Решить проблему транзита
✓Начать модернизацию подвижного состава
Одним из достижений я назову курс УЗ на открытость и прозрачность. Сегодня мы публично демонстрируем все движение денег, которые мы получили от индексации грузовых тарифов на специальный инвестиционный счет. Уже получено 728,4 млн грн на капитальные инвестиции. Второе — обновление грузового подвижного состава (на собственных мощностях построили 2333 ед., увеличили модернизацию и капремонт тяги). Третье — реформа пассажирских перевозок. В этом году удалось создать пассажирскую компанию, начать обновление вагонов. Не удалось начать эксплуатацию паромов, закупку дизтоплива с применением формульного ценообразования, несмотря на постоянный диалог с трейдерами, очень поздно были проиндексированы тарифы. Однако, я не хочу называть это провалами. Это то, что мы сможем сделать уже в следующем году
Евгений Кравцов И.о. председателя правления ПАО "Укрзализныця"
Оценка министра Кравцову: "Пока рано ставить"
Планируя 2018 год, Владимир Омелян говорит, что нужно назначить Набсовет, провести конкурс на должность его руководителя и назначить адекватное правление. Корпоративное управление должно быть внедрено, вертикальная компания должна быть не на бумаге, как сейчас, а в действительности. Серьезно нужно подойти по вопросу сотрудничества с мировыми гигантами по обновлению подвижного состава.
Порты
АМПУ в этом году удалось освоить 1,8 млрд грн капитальных инвестиций. Это еще не все средства, которые были заложены в финплане, но уже в три раза больше, чем в 2016 году. Некоторые проекты так и не были реализованы, например, дноуглубление в портах Азовского моря. Также были снижены портовые сборы (со следующего года), отчисления в бюджет и утвержден финансовый план на 2018 год с капинвестициями на уровне 4,3 млрд грн. Реформировать АМПУ и провести укрупнение филиалов, о чемговорят уже давно, в этом году не удалось.
Анализируя уходящий год Владимир Омелян говорит: "Тендеры проходят без жалоб, у Райвиса Вецкаганса есть четкое видение, как должна развиваться АМПУ. Кроме дноуглубления запустились проекты по реконструкции причалов и волнореза (в Одессе), обновлению флота. Hutchison Ports подал свою заявку на аренду территории 1-6 причалов в порту Черноморск. Снижены портовые сборы и отчисления в бюджет, создана Морская администрация".
В прошлом году мы определили основные задачи для отрасли на 2017 г. Что из этого было сделано?
✗Реформировать АМПУ
?Принять новый сборник Портовых сборов
?Решить вопрос с силовиками в портах
2017 год был насыщен событиями, которые изменили вектор развития портовой отрасли. Мы предложили новый подход к расчету ставок портовых сборов, обеспечили их снижение для бизнеса и параллельно добились уменьшения уровня отчислений доходов АМПУ в бюджет, что дает нам возможность в дальнейшем по-прежнему направлять ресурсы на развитие портов. В этом году АМПУ дала старт крупным инфраструктурным проектам по реконструкции причалов и дноуглублению. Мы значительно расширили наше международное сотрудничество, заручившись поддержкой таких партнеров как ЕБРР, IFC, Администрация порта Роттердам, порта Пусан. Да, есть проекты, которые в силу объективных причин нам не удалось успеть осуществить в этом году, как например, дноуглубление в портах Азовского региона, но и эти вопросы будут решены уже в ближайшее время
Райвис Вецкаганс И.о. председателя АМПУ
Оценка министра Вецкагансу: "Твердая четверка"
В 2018 году министр ожидает концессию и приватизацию портов. Херсон, Ольвия, Черноморск, Южный будут отданы в концессию. Остальные — на приватизацию, говорит Владимир Омелян.
Дороги
Автодорожная отрасль в этом году показала хорошие результаты по ремонту дорог — около 2 тыс. км. Конечно, если смотреть на общую протяженность дорог в Украине, то это просто смешные цифры. Но это уже в три раза больше, чем в прошлом году. В интервью ЦТС Славомир Новак говорил, что в строительстве дорог уже заинтересованы много компаний из Турции, Азербайджана, Китая. Еще нужно привлечь компании из ЕС. Не удалось в этом году вывести на новый уровень систему взвешивания автотранспорта. Автоматический весовой контроль — в планах на следующий год.
Важным событием года министр называет строительство дорог. По его словам, 45% украинцев считают, что наибольшее достижение правительства — это строительство дорог. С 1 января будет создан Дорожный фонд. Также будет проведена децентрализация. "Первые полгода, правда, будет небольшой хаос, но после этого у нас будет совсем другое качество строительства дорог", — отмечает он.
В прошлом году мы определили основные задачи для отрасли на 2017 г. Что из этого было сделано?
✗Вывести на новый уровень весовой контроль
?Привлечь иностранные компании с хорошей репутацией для строительства дорог
?Подготовить областные администрации к децентрализации (кадровый вопрос)
Во-первых, мы отремонтировали около 2 тыс. км дорог. Это в три раза больше, чем в прошлом году и в пять раз больше, чем в 2015-2014 гг. Мы еще не успели кардинально изменить ситуацию, но я надеюсь, что уже меньше людей ненавидят "Укравтодор". 90% выполненных нами работ в этом году — это средний и капитальный ремонт, благодаря которому в течение пяти-семи лет отремонтированные участки будут сохраняться в хорошем состоянии. Во-вторых, со следующего года начинается процесс децентрализации дорог — это фундаментальная реформа, по сути — это конституция для дорог. Третье — это Дорожный фонд, который обеспечит гарантированное финансирование дорожной отрасли. Если говорить о поражениях, — то пока, к сожалению, остается проблема с выкупом земли, что существенно задерживает осуществление инвестиционных проектов. Я надеялся, что мы решим эту проблему быстрее
Славомир Новак И.о. главы "Укравтодора"
Оценка министра Новаку: "Четверка близкая к пятерке"
Владимир Омелян ожидает, что в 2018 году будет отремонтировано 4-5 тыс. км дорог. "Но, посмотрим, как получится", — добавляет он.
Авиация
Отвечая на вопрос о провале и достижении года, Владимир Омелян оба раза говорит о Ryanair. Действительно, авиационная отрасль в этом году запомнилась больше всего двумя событиями — объявлением о приходе Ryanair и днем, когда перевозчик начал возвращать деньги за купленные билеты. Однако, не сумев привлечь крупную лоукост-компанию, в декабре министр объявил о создании украинского авиаперевозчика SkyUp. Авиакомпания планирует начать с чартерных рейсов. Также будет летать по регулярным внутренним и нескольким международным направлениям. Кроме этого, в 2017 году к нам зашло 6 новых авиакомпаний, в том числе одна из лучших в мире — Qatar Airlines.
Владимир Омелян говорит, что, "с точки зрения национальной экономики, самое важное событие для отрасли в этом году — национальная авиакомпания". В целом, по отрасли, по его словам, ключевое — последовательный рост в авиации: "В этом году +30%. Это хорошо для государства и инвесторов. За счет этого почти зашли Ryanair, и за счет этого мы объявили о создании национальной авиакомпании. Я благодарен, в первую очередь, Бильчуку. Если бы он не отошел от ручного управления отраслью в выдаче маршрутов, лицензий, разрешений, у нас была такая же ситуация, как в прошлые годы. Второе — это руководители госаэропортов. В этом году Львов перевез 1 млн пассажиров, Борисполь — 10 млн".
В прошлом году мы определили основные задачи для отрасли на 2017 г. Что из этого было сделано?
✗Привлечь топовые лоукост-компании
✗Подписать открытое небо с ЕС
✗Реформа аэропортов
Текущий год однозначно прошел под знаком развития региональных аэропортов, которые, тем не менее, развиваются автономно и, порой, хаотично в условиях отсутствия утвержденной регулятором отрасли стратегии. По моему мнению, при сохранении существующей тенденции, в ближайшее время может сформироваться новый украинский западный хаб — аэропорт Львова или Ивано-Франковска. В текущем году "Борисполь" уверенно закрепился в группе европейских хабовых аэропортов, нарастив 3 млн транзитных пассажиров за год. Развитие региональных аэропортов также принесло "Борисполю" большую пользу, ведь в текущем году мы наблюдаем активизацию спроса на внутренние перелеты. Проще говоря, люди стали больше летать внутри страны. К сожалению, железная дорога, как главный конкурент во внутренних перевозках, в текущем году продолжала получать перекрестное субсидирование с грузоперевозок, сдерживая тем самым рыночную конкуренцию между видами транспорта
Евгений Дыхне Председатель авиационного комитета при Торгово-промышленной палате Украины
Оценка министра отрасли: "Пять авансом"
"Я бы хотел, чтобы следующий год был годом лоукостов", — лаконично говорит Владимир Омелян о планах на 2018 год.
Что говорил министр и говорили о министре
Центр контент-анализа по просьбе ЦТС определил три темы, в связке с которыми чаще всего говорили о В. Омеляне в СМИ и о которых говорил сам министр в уходящем году
9008материаловОмелян - УЗ
7421материаловОмелян - Ryanair
3431материаловОмелян - Укравтодор
Внутри министерства
Конечно, из кадровых перестановок за этот год больше всего запомнился уход Войцеха Балчуна. Его место занял Евгений Кравцов в статусе исполняющего обязанности, автоматически лишившись должности первого заместителя министра. Еще в августе Владимир Омелян говорил, что конкурс будет объявлен до 1 октября текущего года, но осмелимся предположить, что в ближайшие полгода этого не произойдет.
В министерстве, кажется, назревает кадровый дефицит. Еще в начале года с должности замминистра был уволен Дмитрий Роменский, в ноябре Надежда Казначеева объявила о своем уходе со словами "пора двигаться дальше". Таким образом, всего за год свита министра сократилась с пяти до двух заместителей.
Новый комплект заместителей у меня готов. Надеюсь, что после обсуждения на уровне Кабмина он будет утвержден, потому что они действительно нужны. Я бы хотел, чтобы это произошло в этом году. Я считаю, что менять функционал заместителей точно не нужно. Чем меньше чиновников, тем лучше для отрасли
Владимир Омелян Министр инфраструктуры Украины
Взаимодействие с парламентом
"Если нужно будет, разобью палатку под Верховной Радой и буду ходить, как свидетели Иеговы, к каждому депутату и объяснять важность принятия того или иного документа", — говорил ранее министр в интервью ЦТС. За два года министр так и не разбил палатку под ВР, а важные законопроекты (не считая Дорожный фонд и децентрализацию "Укравтодора" в 2016 году) так и не были приняты. Из позитива, в этом году доработали законопроект о ж/д транспорте, с которым 80-90% представителей бизнеса согласны, и внесли его в парламент. Министр рассчитывает, что проголосован он будет в первой половине следующего года.
"Важных законов в этом году принято не было. Очень долго идет дискуссия про закон о такси, про габаритно-весовой контроль, железнодорожный транспорт, по внутренним водным путям. Это неправильно. Все эти три года Украина могла работать совсем в других нормах — стандартах евродиректив. Если бы мы приняли закон о железнодорожном транспорте три года назад, уже сейчас была бы частная тяга, был бы принят закон про ВВТ — было бы 10-15 млн т грузов на реке. Всего этого нет только потому, что не проголосовано в парламенте, и я считаю, что это несознательное или сознательнее нанесение ущерба государству", — отмечает министр.
Ключевым итогом работы транспортного комитета парламента в 2017 году считаю то, что был поддержан в доработанной версии законопроект №2475а, дающий развитие внутреннему водному транспорту. Жаль, конечно, что до конца года парламент так и не смог рассмотреть и проголосовать этот законопроект, но перспективы есть — нас поддерживают и профильное министерство и, что знаково, европейские институции. Хочу отметить в очередной раз, что законопроект №2475а — не о политике, а об экономике — его принятие создаст основное условие развития речных перевозок — сделает реки экономически привлекательными по сравнению с другими транспортными направлениями. Реформа портовой отрасли, которая стартовала в 2013 году, требует корректировки. Поэтому, на протяжении 2017 года профильным комитетом Рады совместно с МИУ и АМПУ был подготовлен и внесен в парламент законопроект №7385, который должен отрегулировать ход реформы отрасли. Относительно других планов, то это законопроект №2712, предусматривающий упрощения для судов под иностранным флагом. Занимаемся законом №2476а, который уменьшит финансовую нагрузку для судов под украинским флагом, "сингапурским законопроектом" №5431 — даст возможность строить гидротехнические сооружения в акваториях морских портов и за их границами
Борис Козырь заместитель председателя комитета Верховной Рады по транспорту
Планируя следующий год, министр говорит: "Думаю, что в следующем году мы объединим усилия, чтобы принять все законы по транспортной отрасли".