В этом году в Украине начнется фактическая реализация нескольких пилотных проектов по строительству бетонных дорог. Глава "Укравтодора" Славомир Новак отмечает, что мир уже поделился на две так называемые "дорожные религии" - асфальтобетонную и цементобетонную. Европа отдает предпочтение первому варианту, Америка - второму.
Означает ли реализация этих проектов, что дорожную отрасль ждет "бетонная экспансия" или останется место и для привычных нам асфальтобетонных дорог? На пресс-конференции в Министерстве инфраструктуры, посвященной планам транспортной отрасли на 2019 год, руководитель "Укравтодора" отметил, что мы будем придерживаться баланса между этими двумя культурами.
Первые проекты
Вопрос необходимости строительства бетонных дорог в Украине особо часто стали поднимать в 2015 году, в бытность тогдашнего министра инфраструктуры Андрея Пивоварского. Речь шла о строительстве в южных регионах страны, в частности, на подъездах к портам. Тогда дальше разговоров дело не продвинулось, но уже в прошлом году правительство отчиталось о ходе строительства трассы Н-31 Днепр-Решетиловка, у которой будет цементобетонное покрытие. В ноябре 2018 года премьер-министр Владимир Гройсман заявил: "Первые километры дороги уже строятся. На одном из участков укладывают последний слой дорожного покрытия..." и добавил, что 80 км новой цементно-бетонной дороги, будут намного более устойчивыми к износу.
В 2019 году начнется строительство еще одной бетонной дороги - объездной Житомира. Проектом занимается китайская компания Sinohydro. Прежде, чем приступить непосредственно к работе, подрядчик построил целый городок возле объекта, включая базу для хранения материалов и отливки специальных труб, которые не делает ни один завод на территории Украины. Директор "Укрдоринвест" Елена Криворучко рассказывает, что сейчас компания уже начала выполнять работы непосредственно на объекте - это земляные работы, а также укладка дренажной системы. Всего, по ее словам, на проект отведено 24 месяца, в связи с его объемами и уровнем сложности. За зимний период предполагается, что подрядчик закончит согласование всех чертежей, и весной-летом 2019 года приступит непосредственно к строительству.
Также цементобетонной должна стать дорога Н-14 Николаев-Кропивницкий, по крайней мере, ее отдельные участки.
Из других возможных проектов - дороги в Днепропетровской, Николаевской и Закарпатской областях. Еще говорили о трассе Ивано-Франковск - Тернополь и целом ряде других потенциальных проектов. "Важно понимать, что до момента существования тендерной документации, все проекты остаются вероятными, но не определенными", - говорит Елена Криворучко. Но с другой стороны, кажется, лед тронулся.
Бетонные vs асфальтные
Все споры вокруг бетонных и асфальтных дорог начинаются со стоимости строительства и заканчиваются отсутствием техники. Особые скептики еще говорят об аварийности, специальном цементе и повышенной шумности, в сравнении с привычными нам асфальтным покрытием. Давайте разберемся по порядку.
Во-первых, стоимость. Разница в строительстве асфальтобетонной и цементобетонной дороги - не слишком существенна. По данным ГосдорНИИ, стоимость одного километра асфальтобетонной дороги - около 11,3 млн грн, цементобетонной - около 10,6 млн грн. Речь идет о строительстве дороги второй категории. Однако, сумма может быть и выше - при строительстве многое зависит от особенностей ландшафта, а также количества искусственных объектов (для примера, переходов для животных, освещения, развязок и т.д). Однако, в ГосдорНИИ отмечают, что через 20 лет эксплуатации и обслуживания стоимость асфальтобетонной дороги вырастет вдвое до 23,8 млн грн за км, в то время, как цементобетонной - до 14,4 млн грн за км.
Но, при этом нужно учесть сложности в ремонте цементобетонных дорог. Основная - дорогу нужно полностью закрыть для проезда. Соответственно, необходимо обеспечить объезды, что создает колоссальные неудобства и увеличивает сроки и стоимость ремонтных работ.
В ГосдорНИИ отмечают, что через 20 лет эксплуатации и обслуживания стоимость асфальтобетонной дороги вырастет вдвое до 23,8 млн грн за км, в то время, как цементобетонной - до 14,4 млн грн за км.
Во-вторых, материалы. Для строительства и ремонта асфальтобетонных дорог нужен битум, который Украина импортирует. Материалы для цементобетонного дорожного покрытия производятся в Украине. В марте 2018 года глава "Укравтодора" Славомир Новак заявлял, что бетон, производимый на украинских предприятиях, не годится для строительства цементобетонных дорог. "Для строительства цементобетонных дорог необходим бетон более высокого качества, чем при строительстве домов, а также соответствующие технологии его производства, которые в Украине на сегодня отсутствуют. Имеющиеся в Украине заводы по производству бетона не владеют необходимыми технологиями. Им необходимо купить технологии в Европе", - говорил он.
Однако, в комментариях ЦТС отечественные производители такой продукции заявляли, что вопрос лишь в том, что ранее не было такого запроса от дорожников, но технологически они готовы. В частности, производители говорят о том, что украинские заводы делают цемент не хуже европейских. Химию используют из Азии и Европы, такую же, как и в Германии. А что касается рецептур, то им лишь необходимо понимать, какой именно состав нужен. В одной из компаний отмечают, что еще не делали бетон под укладчик Р-1, но давали бетон для строительства взлетно-посадочных полос аэропортов, для дорог, виадуков, мостовых переходов. Это, так называемый подвижный бетон (дорожный бетон с содержанием воздуха), который также используются при строительстве логистических центров, где он применяется при обустройстве прилегающих территорий и подъездных путей, где перемещается грузовой автотранспорт.
В ассоциации "Укрцемент" также отмечают, что цементная отрасль в состоянии обеспечить объем и качество необходимого цемента для строительства цементобетонных дорог в Украине. "На устройство 1 тыс. км бетонного покрытия необходимо примерно 1 млн т цемента. Протяженность ремонта дорог - 2-3 тыс. км в год по статистике 2017 и 2018 г. Таким образом, годовая потребность дорожного строительства теоретически может составлять 2-3 млн т цемента. В то время, как цементные заводы Украины выпустили за 12 месяцев 2017 года - 9,2 млн т цемента, а за 12 месяцев 2018 года - 9,1 млн т цемента. При этом мощности цементных заводов загружены на 64%. Имея такие резервы можно нарастить объем выпускаемого цемента до 15 млн т в год", - говорит Людмила Крипка, руководитель департамента научно-технической и юридической информации ассоциации "Укрцемент".
Годовая потребность дорожного строительства теоретически может составлять 2-3 млн т цемента.
Что касается техники для строительства, то в ГосдорНИИ говорят, что сейчас в Украине только один современный бетоноукладочный комплекс. Но тут на помощь приходят иностранные подрядчики со своим оборудованием. В качестве примера, та же дорога в Житомире, где компания работает со своей техникой.
Бетонные дороги, действительно, более шумные, но эксперты говорят, что этот вопрос можно решить благодаря новым технологиям. Минусом будет то, что это повысит стоимость строительства. Хотя более критичным считается не столько уровень шума, сколько некомфортные для езды стыки между плитами. "В Оклахоме и Канзасе бетонные дороги являются довольно распространенными… Даже несмотря на то, что они не идеальны (между блоками ощущаются стыки при движении), ям или каких-то критических повреждений нет. К слову, ограничение в 25 тонн по нагрузке грузового транспорта строго контролируется", - описывает руководитель ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр впечатления от поездок по бетонным дорогам в США.
А вот безопасность цементобетонных дорог, по мнению экспертов, выше, чем асфальтобетонных из-за лучшего сцепления с резиной, благодаря чему тормозной путь - короче. Кроме того, ночью бетонную дорогу лучше видно, что добавляет еще один плюс в вопрос безопасности.
"Бетонные" флагманы
Лидером в строительстве бетонных дорог являются США. Свою первую бетонную магистраль, протяженностью 39 км, американцы построили в 1913 году в штате Арканзас. Спустя столетие - 60% дорог в стране стали цементобетонными. Из европейских стран лидером считается Германия, где доля бетонных дорог в общей сети - 42%. Вслед за ней идут Чехия (22%), Бельгия (17%), Франция (10%) и Великобритания (10%). В Украине протяженность бетонных дорог менее 200 км или около 1%.
Славомир Новак: "Бетонные дороги строятся и будут строиться, но мы будем придерживаться баланса между двумя культурами - асфальтобетонными и цементобетонными".
Но нужно ли нам такое же большое количество бетонных дорог, как в США, Германии или других странах? На пресс-конференции в Министерстве инфраструктуры, посвященной планам транспортной отрасли на 2019 год, руководитель "Укравтодора" Славомир Новак отметил, что "бетонные дороги строятся и будут строиться, но мы будем придерживаться баланса между двумя культурами - асфальтобетонными и цементобетонными".
Эксперты со своей стороны подтверждают, что строить везде бетонные дороги - нецелесообразно, отмечая, что, если сделать бетонными все дороги, как минимум, это поднимет общую стоимость восстановления дорожного сектора Украины на 80-85%. "Бетонные дороги стали продвигать у нас в качестве панацеи от всего - якобы, построил дорогу один раз, и потом 50 лет катаешься без ремонта, ям и трещин. Однако в реальности все далеко не так просто. В Украине бетонные дороги адекватно нужны там, где идет большой трафик грузовиков, который, буквально, выдавливает асфальт. Это южная часть страны, некоторые приграничные регионы и отдельные направления. Тогда это будет иметь экономическую выгоду", - отмечает Елена Криворучко.
Кроме того, бетонные дороги могут стать хорошим решением для транзитных направлений. Об этом говорит президент Всеукраинской дорожной ассоциации Артем Гриненко. "Думаю, когда в Украине вернутся к вопросу строительства новых дорог, именно цементно-бетонные магистрали будут одними из приоритетных", - отмечает он.
Читайте также Дороги из золошлаков: Как в Украине сэкономить на строительстве