01

Татьяна Завгородняя, менеджер Департамента экологической безопасности ДТЭК Энерго

В Украине образуется порядка 7,5 млн золошлаковых отходов в год. Из них 6 млн т генерирует ДТЭК. В Европейских странах процент утилизации золошлаковых отходов составляет порядка 92%, в США - 41%, Индии – 50%, Китае – 65%. Показатель, которого удалось достичь нам на одной из станций - 43%. В Украине с применением золошлаковых материалов уже освоено производство цемента, бетона, сухих строительных смесей, кирпича.

Использование золошлаков значительно снижает себестоимость производства стройматериалов - не меньше чем на 15-20%, а стоимость работ по строительству дорог - в среднем на 30%. В мировой практике золошлаковые отходы использовали при строительстве скоростной дороги Эйзенхауэр в Чикаго, башни Пикассо в Мадриде, самого длинного моста в Дании, а также в бетоне при строительстве самого высокого строения в мире - Burj Dubai в Дубае. 

02

Ирина Вербицкая, руководитель департамента по экологической безопасности дирекции по генерации ДТЭК Энерго

В развитых странах Европы золошлаковые материалы полным ходом сейчас используются в строительстве дорог. Один из примеров, который ближе всего к нам, - это Польша. Мы изучили опыт наших соседей, и, наверное, это хорошо, что мы уже можем использовать опыт продвинутых стран. Но на сегодняшний день на реализацию этих проектов у нас в стране влияют два основных фактора - это финансовая составляющая, то есть недостаточность финансирования программ дорожного строительства, и политическая воля.

Кроме того, есть и другие факторы, которые препятствуют широкому применению золошлаковых материалов в строительстве дорог - консервативность сферы дорожного строительства, отсутствие опыта строительства дорог с использованием золошлаковых материалов, "битумное лобби", отсутствие обязательных государственных законодательных документов и стимулов на применение золошлаков и других промышленных отходов. 

03

Вадим Хорошко, специалист по продажам UMG Resource

Сырьевая база расположена по всей территории страны, что благоприятно влияет на логистику, которая на сегодня становится все дороже, а также страхует от срывов поставок сырья, из-за отсутствия железнодорожных вагонов. Основные пути сообщения между городами проходят недалеко от каждой теплоэлектростанции, что будет благоприятно влиять на поставку золошлаков для использования в дорожном строительстве.

Наша компания заинтересована в использовании золошлаков в дорожном строительстве, так как низкий уровень реализации приводит к увеличению золоотвалов. В среднем по миру 23% всего утилизированного объема применяется в строительстве. Если и нам добиться хотя бы такого показателя, это даст возможность существенно сократить золоотвалы и использовать эти земли более продуктивно. 

1100

04

Татьяна Химерик, Национальный авиационный университет

Мы провели большую работу по применению золошлаковых материалов в строительстве. Протяженность дорог в Украине 169 тыс. км. 90% из них требуют капитального ремонта. Протяженность дорог в Украине достаточная, но состояние их не отвечает современным требованиям автомобильного движения. Поэтому приведение их в тот вид, в котором они должны быть и их соответствие европейским нормам - это задача номер один сейчас. 70% стоимости дорог занимает стоимость материалов, из них 40% - это транспортные расходы. Поэтому важно использовать местные материалы, которые помогут сократить логистические расходы.

В Украине, в основном, асфальтобетонные дороги. Стоимость 1 т асфальтобетона 1700-1800 грн, а на участке длиной 100 м шириной 7,5 м толщиной 45 см идет 100 т асфальтобетонной смеси. Стоимость цементного бетона на сегодня - около 500 грн.

Однако, такие дороги до сих пор не нашли широкого применения, потому что технология строительства и ремонта сложнее, чем асфальтобетонных. Если использовать золошлаковую смесь при строительстве дорог, то это поможет снизить стоимость.

05

Петр Курляк, региональный менеджер по КСО ДТЭК Энерго

Компания ДТЭК реализовывает пилотный проект по строительству участка дороги с применением золошлаковых материалов. Для выбора пилотного проекта изначально было несколько предложений и вокруг них было много споров. В итоге, утвердили участок дороги, который проходит через четыре села во Львовской области – Перекалки-Рогали-ж/д станция Добротвор-Матяши протяженностью 1 км.

Для нас было важно, чтобы рядом с участком было как можно меньше строений и населения, учитывая риски использования этих материалов и не отшлифованость технологии строительства дорог с применением золошлаков. На сегодняшний день все острые углы по реализации проекта сглажены и компания "ЗахидДорПроект" уже закончила проектно-сметную документацию. В 2018 году планируется прохождение экспертизы и строительство пилотного участка дороги с применением золошлаковых материалов.

В нашей стране уже есть опыт строительства с применением золошлаков, пусть даже неофициальный. В селе Бовшив возле Бурштынской ТЭС, когда появились первые золоотвалы, местное население начало использовать их для строительства, в частности, домов.