Из десяти электромобилей Tesla, бороздящих просторы Украины, на открытие первой в Украине сети электрозаправок приехало три, вместе с владельцами, конечно же. Было еще несколько электромобилей, но более бюджетных  - Nissan Leaf и BYD, например.  Вице-президент Концерна Галнафтогаз (сеть АЗС «ОККО») Александр Гегедиш пока что Tesla не обзавелся, но говорит, что уже провел тест-драйв и ему понравилось.

Первая в Украине электрозарядка появилась на заправке компании ОККО. Это было  еще осенью 2012 года. Теперь компания в партнерстве с «Тесла Клуб Украина» открывает целую сеть еще на 34 своих АЗС. Они размещены на трассах Киев-Чоп, Киев-Харьков, Киев-Одесса, Киев-Днепропетровк, Киев-Люблин, Киев-Перемышль, так что подзарядить авто можно будет передвигаясь фактически в любом направлении. В среднем расстояние между заправками около 200 км. Реализация проекта заняла несколько месяцев – рассказывает организатор "Тесла Клуб Украина" Назар Шымоне-Давыда.

Читайте также "Полный бак" за 30 гривен: интервью с главой Тесла Клуб Украина

"Рынок электромобилей развивается очень динамично. За последние четыре года их продажи увеличились в десять раз. В Украине до сих пор существовал замкнутый круг: люди не покупали электрокары, потому что не было зарядных станций и наоборот. Теперь этот круг разорван, создана инфраструктура для таких автомобилей, рассказывает Александр Гегедиш. 

Электрозаправки размещены вдоль основных автомагистралей страны. Сразу 13 - в Западной Украине

Мощность установленных зарядных станции – 22 кв/час, что позволяет достаточно быстро подзарядить автомобиль. Для примера, авто марки Tesla Model S можно зарядить в течении часа, чтобы обеспечить себе дальнейший пробег в 150-200 км., за три часа – автомобиль зарядиться полностью. Отличие от зарядных станции компании Tesla, которые будут установлены в Украине в 2016 году в том, что установленные компанией «ОККО» электрозаправки имеют меньшую мощность. Однако и заряжаться на этих станциях могут не только авто марки Tesla, но и такие авто, как Nissan Leaf, Chevrolet Volt, Mitsubishi iMEV, Renault Fluence.

Себестоимость часа заряда в ресторане, где есть зарядная станция для электрокаров, обходится в 18 грн., в то время как чашка кофе стоит 19 грн. 

По словам Александра Гегедиша, стоимость одного такого устройства, включая строительно-монтажные работы, чуть более 2 тыс. евро. Что касается планов на будущее, то вице-президент концерна сообщил, что будет и второй этап строительства зарядных станций для электрокаров, уже в 2015 году. "В обязательные планы входит строительство еще 9-10 зарядных станций. Дальше – будем следить за рынком и его потребностями", - отметил он.

Заряжать автомобиль можно будет абсолютно бесплатно. Такая же политика действует и у компании Tesla Motors, которая активно наращивает сеть своих суперчарджеров по всей Европе. За электроэнергию будет платить сама компания «ОККО». Однако, в убытке она не останется. По словам ресторатора Дмитрия Борисова, час заряда в его ресторане, где также есть зарядная станция для электрокаров, обходится в 18 грн., в то время как чашка кофе стоит 19 грн. 

Вице-президент Концерна Галнафтогаз Александр Гегедиш и организатор «Теста Клуб Украина» Назар Шымоне-Давыда открывают первую сеть заправок для электрокаров

По мнению экспертов в стране насчитывается около 100 единиц электрокаров, в том числе и гибриды, которые ездят как на традиционном виде топлива, так и способных заряжаться от электросети. Такое небольшое количество обусловлено не только плохо развитой инфраструктурой до последнего времени, но и отсутствием государственного стимулирования, как, например, в других странах.

Так, в Норвегии, где сейчас количество электромобилей самое  большое, около 32 тыс., не платят 25%-ный налог на добавленную стоимость и налог на регистрацию. Также водители электромобилей не платят транспортный налог. Кроме того, стимулируется приобретение электромобилей в Эстонии, где государство компенсирует владельцу 50% стоимости авто, в США – $7,5 тыс., во Франции – 7 тыс. евро, в Китае – за легковушку $10-18 тыс., а за автобус – $82 тыс. В России в 2014 г.  была отменена ввозная пошлина.

Однако, инвестбанкир и основатель компании Shooter Константин Евтушенко, отмечает, что сей час участниками рынка активно лоббируется внесение изменений в Налоговый кодекс Украины по части приобретения электрокаров, что поможет снизить их стоимость в среднем на 30-35%. На сегодняшний день при покупке электрокара  к его розничной стоимости также добавляется 20% НДС, таможенный сбор в размере 10% от стоимости автомобиля и фиксированный акциз – 109 евро. 

Читайте также Tesla Motors построит в Украине несколько фирменных электрозаправок (карта)