В 2021 году трафик украинских аэропортов рос быстрее, чем в большинстве стран Европы, однако так и не достиг показателей доковидного 2019 года. Вместе с тем, наметилось оживление в инфраструктурном направлении: была открыта первая за 10 лет новая ВПП и стартовала реконструкция сразу в нескольких региональных аэропортах.

Пассажиры

Согласно данным Государственной авиационной службы, в 2021 году суммарный пассажиропоток аэропортов Украины составил 16,221 млн человек. Это почти в два раза больше, чем в кризисном 2020 году (+87%), но все еще существенно ниже показателя 2019-го, когда были обслужены рекордные 24,3 млн человек.

Как и в 2019-м, в прошлом году сразу пять аэропортов пересекли отметку в миллион пассажиров. Однако в пятерке лидеров произошла ротация: второе место занял Львов, потеснив второй год подряд Жуляны. На 6-м месте уверенно закрепилось Запорожье, опередив своего географического "соседа", аэропорт Днепра, с отрывом в два раза.

В отношении небольших региональных аэропортов о тенденциях развития пока что говорить не приходится, так как на фоне гигантов у них был нестабильный трафик, часть аэропортов почти не работала или закрывалась на реконструкцию, еще часть по разным причинам долгое время была лишена регулярных рейсов.

Но обо всем по порядку. Статистика украинских воздушных гаваней выглядит следующим образом:

Борисполь - 9 433 006 человек. По сравнению с 2020 годом рост пассажиропотока составил 82,9%, по сравнению с 2019 годом наблюдается снижение на 38,19%.

Львов - 1 834 051 пассажира. Это на 108,7% больше, чем в 2020-м, но на 17,3% меньше, чем в 2019-м.

Аэропорт Киев им. Сикорского (Жуляны) - 1 418 153 человек. В сравнении с 2020 годом пассажиропоток вырос на 101,3%, по сравнению с 2019-м - снизился на 45,8%.

Одесса - 1 328 326 пассажиров, что на 90,1% больше, чем в предыдущем году, но на 21,6% меньше, чем в рекордном 2019 году.

Харьков - 1 159 889 человек. По сравнению с 2020 годом увеличение составило 75,9%, до показателя 2019 года не хватило всего 13,5%, и это самый лучший показатель среди аэропортов-миллионников Украины.

Запорожье - 617 518 пассажиров. Это больше показателя 2020 года на 89,3% и даже на 42,3% больше показателя 2019 года.

Днепр - 267 829 человек, что на 95,9% больше, чем в предыдущем году, но 21% меньше, чем в 2019-м.

Херсон - 83 553 пассажира. В сравнении с 2020-м трафик аэропорта вырос на 36,9%, но в сравнении с 2019 годом - снизился на 45,8%.

Ивано-Франковск - 31 831 человек. Это на 167,5% выше показателя 2020 года и на 69,6% ниже пассажиропотока 2019-го.

Николаев - 29 696 пассажиров. Аэропорт не предоставил данные за 2020 год, однако в сравнении с показателем 2019 года его пассажиропоток увеличился на 30,8%. Стоит отметить, что в прошлом году регулярные рейсы в этот аэропорт начала выполнять Turkish Airlines, временно перенаправив туда свои рейсы из Херсона, который в сентябре закрыл ВПП на реконструкцию.

Ужгород - 7600 человек. У нас также нет данных за предыдущий год, но если сравнивать с 2019-м, то трафик пока главного аэропорта Закарпатья вырос на 173,2%.

Черновцы - 6 379 пассажиров. Если сравнивать с 2020 годом, то показатель этой воздушной гавани улучшился на 52,6%, но на фоне 2019 года, к сожалению, есть серьезный регресс - минус 91,7%.

Кривой Рог - 2 196 человек. К сожалению, нам не удалось получить от администрации воздушной гавани ответ на наше обращение, поэтому полагаемся на цифру, полученную коллегами из "Первого криворожского" по состоянию на ноябрь 2021 года. Учитывая, что в декабре аэропорт закрылся на реконструкцию, а в ноябре регулярные рейсы не совершались, мы взяли эту цифру за основу. По сравнению с показателями 2019 года пассажиропоток аэропорта снизился на 89,7%.

Ривне - 618 пассажиров. Не можем сравнить эту цифру с показателем 2020 года, но она на 94,5% меньше, чем в 2019 году.

Винница - 489 человек. Падение пассажиропотока по сравнению с 2020 годом составило 60,4%, с 2019 годом -98,8%. Случай Винницы, впрочем, несколько выбивается из общей канвы, поскольку аэропорт уже около двух лет находится в ожидании реконструкции, из-за чего вся полетная программа была прекращена. Предприятие в прошлом году обслуживало только нерегулярные рейсы (в основном бизнес-авиации) вплоть до сентября, когда, наконец, было закрыто на реконструкцию.

Аэропорт Полтава единственный из всех аэропортов Украины, активно принимавших рейсы в 2019 году, в 2021 году не обслужил ни одного пассажира.

Таким образом, аэропорт Борисполь обслужил 58% всего пассажирского трафика в Украине. В отчете ГАСУ говорится, что всего коммерческие рейсы в 2021 году обслуживали 19 украинских аэропортов и аэродромов. Они приняли и отправили 152, 4 тыс. воздушных судов. Речь идет об обслуживании не только пассажиров, но и грузов, коих было обработано 63,2 тыс. тонн, что на 21% больше, чем в 2020 году.

cts avia 2021_01 (1)

Ремонты и строительство

В 2021 году в Украине активизировались процессы, связанные с модернизацией, реконструкцией аэропортов и даже строительством новых. Хотя, часть была начала раньше.

Так, 16 июля приняла свой первый рейс новая взлетно-посадочная полоса аэропорта Одесса. Это первая ВПП, построенная в Украине за последние 10 лет. Строительство длилось 31 месяц. Длина новой полосы составила 2800 м, ширина - 45 м. Немного раньше был сдан в эксплуатацию новый перрон, расположенный непосредственно вдоль нового терминала на 8 мест-стоянок. Вместе с новым перроном в эксплуатацию была введена также новая рулежная дорожка.

Еще одним событием года стало начало строительства в Днепре. Там в октябре турецкая Onur Construction International начала строить ВПП, перрон и рулежные дорожки. Длина новой полосы составит 3200 м, ширина - 45 м. После завершения строительства изменится категория аэродрома - он сможет принимать такие суда, как Boeing 777 и Airbus A330. Также аэропорт сразу сможет нарастить пассажиропоток до 1 млн (а в перспективе - до 4 млн). Параллельно частный инвестор, компания DCH, начала работать над возведением нового терминала. Воздушная гавань, кстати, наконец, получила новое официальное название - "Аэропорт Днепр".

Месяцем ранее, в сентябре 2021 года, на плановую реконструкцию взлетно-посадочной полосы закрылся аэропорт Херсон. Готовую полосу планировали сдать до конца года, но процесс немного затянулся - в конце декабря готовность составляла 95%, должен был начаться этап монтажа светосигнального и навигационного оборудования, затем последует сертификация. Длина новой ВПП составит 2600 м, ширина - 60 м. Она позволит увеличить пассажиропоток воздушной гавани до 500 тыс. в год. Пока же часть рейсов отменена, часть - перенаправлена в другие аэропорты. Например, рейсы Turkish Airlines из Стамбула приземляются в Николаеве, в связи с чем там также работают над сертификацией навигационного оборудования, которое позволит принимать самолеты при плохих погодных условиях.

В конце сентября закрылся на реконструкцию и аэропорт Винница. На период закрытия аэродрома, аэропорт подготовил и сертифицировал вертолетную площадку, продвигает неавиационную деятельность, например, различные выставки. Реконструкция терминала ведется за кредитные средства, выданные Винницкому горсовету, взлетно-посадочной полосы - из госбюджета. Длина обновленной ВПП составит 2500 м, ширина - 45 м. Пропускная способность впоследствии увеличится до 500 тыс. в год.

В начале декабря началась реконструкция аэропорта в Кривом Роге. Там планируют реконструировать и расширить ВПП до 42 м, а также привести в порядок терминальный комплекс.

Стараниями областной администрации подготовлена документация для реконструкции аэропорта Ривне. Часть средств будет выделена в рамках инфраструктурной субвенции, т. к. воздушная гавань включена в государственную программу развития аэропортов до 2023 года.

В озвученных планах властей на 2022 год - начало работ в аэропортах Полтава, Житомир и Черновцы. Фиксируем это обещание советника программы "Большое строительство" Олега Вариводы.

Также в прошлом году началось движение в направлении строительства нового аэропорта на Закарпатье. Осенью в Мукачево депутаты местного совета приняли в собственность территориальной общины 13 земельных участков, на которых уже в середине 2022 года должно начаться строительство аэропорта. Предварительно известно, что государство построит аэродром со взлетной полосой, а пассажирский терминал будут возводить в рамках ГЧП.

Сравнение с соседями

Относительно слабые "ковидные" ограничения, которые действовали в Украине в 2021 году, стали причиной того, что трафик в украинских аэропортах восстанавливался быстрее, чем в Европе и в целом по миру. По сравнению с 2019 годом, падение пассажиропотока у нас составило -33,4%, тогда как в ЕС самые лучшие показатели были у Греции (-46,8%), Румынии (-52,7%), Кипра (-55,6%), Болгарии (-55,9%).

Борисполь несколько раз попадал в топ рейтингов ACI Europe, а на конец года обогнал Варшавский аэропорт им. Шопена (7,5 млн), аэропорт Будапешта (4,6 млн), почти поравнялся показателями с аэропортом Берлина (9,9 млн).

Для сравнения трафика в не столичных аэропортах приводим показатели региональных аэропортов соседней Польши: Краков - 3,1 млн, Катовице - 2,3 млн, Гданьск - 2,1 млн, Вроцлав - 1,4 млн.

Тем временем, в первой десятке европейских аэропортов по трафику два аэропорта Стамбула (36,9 млн и 24 млн пассажиров), два московских (30,9 млн и 25 млн), Париж-Шарль-де-Голль (26,2 млн), Амстердам-Схипхол (25,5 млн), Франкфурт (24,8 млн).

Читайте также Перевалка грузов в портах 2021: Топ-5 трендов