Украинские аэропорты продолжают терять пассажиров. Согласно информации Государственной авиационной службы, по итогам девяти месяцев текущего года потоки через воздушные ворота нашей страны сократились почти на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 8,488 млн человек. При этом количество клиентов на международных линиях снизилось на 24 процента - до 7,43 млн человек, внутренних – на 42,2%, до 1,058 млн человек.
Лидеры Крупнейшая отечественная гавань – Борисполь – в январе-сентябре потеряла порядка 11% объемов по сравнению с прошлым годом и завершила отчетный период с показателем 5,322 млн человек. В международном сообщении его услугами воспользовались 4,893 млн человек, что на 10,9% ниже уровня девяти месяцев 2013 года. В то же время, отражая общую тенденцию рынка, внутренний пассажиропоток упал на 21,6% - до 428,9 тыс. человек. В аэропорту отмечают, что объемы перевозок напрямую зависят от ключевых макроэкономических показателей. В частности, рост ВВП на 3-4% обуславливает увеличение пассажиропотока в крупнейших аэропортах на 10-12%.
"Как заявлялось накануне, в этом году прогнозируется падение ВВП по итогам текущего года на 8,3%. Соответственно, прогнозный показатель по авиаотрасли не может демонстрировать позитивную тенденцию. Авиционный рынок очень чувствителен как к деловой, так и к туристической активности. К сожалению, на данный момент ее роста мы не наблюдаем", - сказала Центру транспортных стратегий пресс-секретарь Борисполя Оксана Ожигова.
Причем в нынешней ситуации главный аэропорт страны становится очень уязвимым в связи с тяжелым положением базового перевозчика – авиакомпании "Международные авиалинии Украины" (МАУ). Сотрудники хорошо помнят, чем закончился крах предыдущего флагмана – "АэроСвита" в 2013 году. Один из терминалов - F - остался невостребованным, и его пришлось закрыть до лучших времен. Загрузка терминала В, в реконструкцию которого Борисполь вкладывал деньги и старательно расширял галерею, также оставляет желать лучшего.
Читайте также Интервью с аэропортом Киев: будем сокращать расходы
Второй столичный аэропорт – Жуляны – в январе-сентябре сократил пассажиропоток на 45,9% - до 764,7 тыс. человек. При этом на международных рейсах в Киев прибыли и отбыли 673,8 тыс. человек, что на 36% ниже показателя девяти месяцев 2013 года. Ситуация на внутреннем рынке куда пессимистичнее: количество клиентов здесь упало на 74,8% - до 90,9 тыс. Причиной является уход внутреннего базового перевозчика "ЮТэйр-Украина", а также потеря нескольких важных для внутренних рейсов пунктов назначения – Симферополя, Донецка и Луганска. Конкуренты пока что не смогли заполнить эту нишу. И, конечно же, сильное влияние оказывает ситуация в экономике и понизившийся уровень платежеспособности пассажиров.
Получить комментарий аэропорта не удалось, однако ранее в интервью ЦТС генеральный директор компании-оператора "Мастер-Авиа" Алексей Яковец прогнозировал сокращение пассажиропотока по итогам 2014 года приблизительно на 30% - до 1,2-1,3 млн человек. В качестве антикризисных мер аэропорт планировал сократить расходы на отопление помещений за счет перехода с газовых на твердотопливные установки, в которых также планировалось использовать некондиционные остатки нефтепродуктов.
Одесский аэропорт по итогам девяти месяцев обслужил на 20,8% пассажиров меньше, чем годом ранее, - 660,1 тыс. Международный поток при этом снизился на 23,2%, а внутренний – на 9,2% - до 130,4 тыс. человек. "Падение наблюдается в связи с социально-политической и экономической ситуацией в стране. Наибольшее падение пассажиропотока наблюдается на рейсах в страны СНГ: количество пассажиров уменьшилось на 45 %. В то же время на рейсах в страны дальнего зарубежья сокращение трафика составило лишь 10 %. Было выполнено 9177 рейсов, что на 18,1 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года", - сообщили Центру транспортных стратегий в пресс-службе аэропорта.
По прогнозам руководства предприятия, по итогам 2014 года пассажиропоток будет на уровне 2012 года, то есть порядка 850- 900 тыс. человек."Аэропорт предпринимает комплексные антикризисные меры, а именно: привлечение новых перевозчиков, маркетинговая поддержка перевозчиков, оптимизация собственных операционных расходов. При этом в аэропорту принципиально не рассматривают возможность сокращения штата сотрудников", - подчеркнули в пресс-службе.Что касается новых перевозчиков и рейсов, то в текущем месяце возобновить полеты в Южную Пальмиру планирует российский "Аэрофлот". Вопрос лишь в том, какой будет загрузка.
Впрочем, перевозчик, судя по всему, настроен оптимистично, запуская две частоты в день. Правда, не исключено, что такое решение продиктовано желанием выдавить с линии Москва-Одесса конкурентов и после завершения военных конфликтов занять на ней выгодное положение.Помимо этого, с 26 октября авиакомпания flydubai, которая выполняет рейсы из Одессы в Дубаи, увеличивает интенсивность полетов до двух раз в неделю. Рейсы будут выполняться по вторникам и субботам.
Харьковский аэропорт снизил пассажиропоток на 21,5% - до 361,3 тыс. человек. При этом количество пассажиров международных рейсов сократилось на 24,7% - до 301,5 тыс. человек, а внутренних – сохранилось на том же уровне – 59,8 тыс. человек. Как сообщил Центру транспортных стратегий коммерческий директор аэропорта Владислав Ильин, по итогам года прогнозируется уменьшение количества пассажиров на 25-30% - до 400 тыс. человек. В качестве антикризисных мер ведется работа по сокращению расходов, а также переговоры с авиакомпаниями, которые ранее приостановили полеты в столицу Слобожанщины, например, Wizz Air, flydubai, "Аэрофлот". В "Визз Эйр Украина" информацию о переговорах подтвердили. "Мы постоянно ведем диалог с аэропортами, однако решение о начале полетов зависит от экономической и военно-политической ситуации в стране", - сказал ЦТС коммерческий директор "Визз Эйр Украина" Вадим Третяк.
Кроме того, в Харькове также рассматривают возможность открытия сообщения с такими странами, как Грузия, Армения и Азербайджан, и ведут с местными перевозчиками соответствующие переговоры. В период зимней навигации будет выполняться новый рейс Харьков–Ивано-Франковск, который свяжет город с горнолыжным курортом "Буковель". Полеты начнет авиакомпания "Днеправиа" на самолете Embraer-145. Кроме того, с началом зимнего туристического сезона c 26 декабря возобновляются регулярные рейсы из Харькова в Шарджу.
Оптимисты Тем не менее, двум аэропортам в Украине удалось продемонстрировать незначительный рост по итогам девяти месяцев. Это, во-первых, Днепропетровск, который увеличил пассажиропоток на 6,3% - до 358,8 тыс. человек. Умеренная, но позитивная динамика наблюдается как на внутренних, так и на международных линиях. Это объясняется в том числе и тем, что аэропорт частично компенсирует потерю воздушных ворот в Донецке для жителей восточной Украины.
Во-вторых, положительный результат показал аэропорт в Ивано-Франковске. Здесь потоки увеличились на 9,4% - до 21 тыс. человек. Положительная динамика, по данным экспертов, обусловлена успешным зимним периодом, когда на горнолыжный курорт прилетали рейсы из Киева и Москвы. В текущем году зимнее расписание предполагает, как уже упоминалось, полеты в Харьков. Кроме того, 26 декабря "Днеправиа" планирует запустить рейс Ивано-Франковск–Одесса, который уже выполнялся в период зимней навигации 2013/2014. В расписании также предусмотрена работа на линии Ивано-Франковск–Москва (Домодедово), которая также начнется 26 декабря.
Таким образом, итоги девяти месяцев пока что не дают оснований для пересмотра предыдущих прогнозов Госавиаслужбы и независимых экспертов. Ситуация в стране приведет к падению рынка пассажирских авиаперевозок на 30-40% в 2014 году.