Главные воздушные ворота Великобритании – лондонский Хитроу – испытывает острую нехватку мощностей. По итогам прошлого года он обслужил 87,4 млн пассажиров, что соответствует показателю 2011 года. Ограничивает возможности предприятия наличие всего двух взлетно-посадочных полос длиной 3902 и 3658 м. Однако и при этом руководство Хитроу сумело организовать работу так, что взлеты и посадки совершались с интервалом всего в 45 секунд. Уровень загрузки воздушных ворот достиг 98%, а годовое количество рейсов – 480 тыс. "Из-за высокой загрузки неблагоприятная погода приносит гораздо больше срывов в графике полетов, чем в других аэропортах", – говорится в пресс-релизе Хитроу.

Между тем, конкуренты не дремлют. Аэропорты в Амстердаме, Франкфурте и Париже, располагающие четырьмя и более взлетными полосами, могут предложить авиакомпаниям больше возможностей для стыковок и освоения развивающихся рынков. "Существует вероятность того, что аэропорты Великобритании утратят возможность работать как хабы", – считает советник мэра Лондона по вопросам транспорта Дэниел Молян. "Единственным реалистичным решением проблемы дефицита хабовых мощностей в Великобритании является строительство третьей взлетно-посадочной полосы", - говорится в пресс-релизе аэропорта.

В связи с этим руководство Хитроу уже давно лелеет мысль о строительстве третьей ВПП. Однако препятствуют этому 700 тыс. человек, чье жилье расположилось в окрестностях аэропорта. По их мнению, предприятие и без того создает слишком много шума, который мешает им жить спокойно, а расширение аэродромной части неизбежно приведет к увеличению числа рейсов и, соответственно, еще большим возможностям наслаждаться рёвом двигателей над головами.

Впрочем, аэропорт, со своей стороны, предлагает пакет мер, принятие которых, по мнению руководства, позволит перестроить работу таким образом, чтобы снизить уровень шума. Например, предлагается перераспределить воздушное пространство в зоне аэропорта и вести самолеты над менее населенными территориями. Хитроу также намеревается ввести запрет на посадку на обе ВПП в период с 6:00 до 7:00, увеличив количество приземлений на одну полосу с 5:00 до 6:00.

Хитроу обслуживает более 87 млн пассажиров год при наличии всего двух ВПП

Помимо этого, руководство Хитроу решило продемонстрировать свою заботу о жителях окрестностей еще одним весьма интересным способом. Аэропорт пообещал публично стыдить и штрафовать авиакомпании, которые нарушают допустимые ограничения по шумам. Предприятие составит рейтинг из 80 перевозчиков, который будет публиковаться с частотой один раз в квартал на его официальном веб-сайте. Сегодня штрафы за превышение норм колеблются в пределах от 500 до 1000 фунтов стерлингов. Однако теперь недобросовестным авиалиниям, которые осмелятся потревожить соседей Хитроу своими громкими двигателями, придется платить свыше 1000 фунтов за случай. Напомним, его основными клиентами сегодня являются British Airways и Virgin Atlantic, кроме того, здесь активно работают такие гиганты, как Lufthansa, Air France и Emirates.

Таким образом, Хитроу будет постепенно готовиться к заседанию правительственной комиссии по вопросам аэропортовых мощностей, которое состоится в середине 2015 года и даст ему еще один шанс получить добро на расширение и строительство новой взлетно-посадочной полосы. "Прежде чем пройдет заседание аэропортовой комиссии летом 2015 года, нам нужно продемонстрировать, что Хитроу может развиваться тихо", – сказал руководитель аэропорта Колин Мэттьюс.

Он также добавил, что аэропорту не придется выбирать между увеличением количества рейсов и снижением уровня шума, необходимо будет достигать и того, и другого. Кроме того, заверяет глава Хитроу, сегодня главные воздушные ворота Великобритании значительно тише, чем в 1970 годах, и ситуация будет улучшаться по мере того, как авиакомпании будут переходить на самолеты нового поколения, которые производят меньше шума и потребляют меньше топлива. Если же Мэтьюсу удастся убедить власти в целесообразности строительство еще одной ВПП, то у аэропорта еще есть шансы сохранить сильные позиции в регионе, однако в случае отрицательного ответа конкурировать с другими хабами будет весьма проблематично.

По материалам FT, подготовил Максим Арсланов