Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел Украины решила проявить заботу об участниках дорожного движения. В ведомстве утверждают: необходимо решать проблему плохой видимости в темное время суток, а также ряд других важных вопросов. Для этого ГАИ подготовили проект изменений в правила дорожного движения, среди которых встречаются весьма любопытные предложения.

Оранжевая жилетка Сегодня в каждой машине должны обязательно быть два предмета, без которых инспектор имеет полное право применить к водителю штрафные санкции, — аптечка и огнетушитель. В ГАИ предлагают расширить этот перечень за счет… жилета. Сей предмет гардероба должен непременно быть оранжевого цвета без символики коммунальных либо дорожных служб и содержать светоотражательные элементы. Водителям, которые выходят из машины в темное время суток, запретят появляться на дороге без этого самого жилета. С одной стороны, все верно: человека будет гораздо проще заметить после захода солнца. С другой стороны, перед сотрудниками указанных служб, выходит, можно не тормозить, поскольку у них на одежде есть специальная символика.

"Конкретный цвет жилета и наличие на нем каких-либо опознавательных знаков не играет абсолютно никакой роли с точки зрения безопасности. Главное для обеспечения безопасности человека, чтобы жилет на нем был любого выделяющегося цвета и на нем были светоотражающие элементы, которые позволяют заметить человека в темноте в пучке света фар. Суть использования жилета в том, чтобы человек был заметным на дороге, а цвет и фасон жилета значения не имеют. Хочу также обратить внимание на то, что предлагаемый вариант позволяет привлечь к ответственности водителя, который только вышел из машины и еще не успел надеть жилет. Никакого временного промежутка проект изменений в правила не предусматривает. А надеть что-либо в салоне машины достаточно сложно", — сказал Центру транспортных стратегий партнер адвокатской фирмы "ОКП" Антон Кравченко. Следует также помнить, что водитель, который вышел из машины, — уже не водитель, а пешеход. Соответственно, обоснованность требования носить оранжевый жилет можно оспорить.

Пешеходы также должны иметь светоотражатели на одежде ночью

Кроме того, возникает вопрос, а как же быть иностранцам, которые приезжают на территорию Украины на собственных автомобилях? Ведь они-то, наивные, полагают, что требования во всех странах приблизительно одинаковые. А тут уважаемым гостям придется первым делом обзавестись оранжевым жилетиком. И его наличие в точках продажи тоже вызывает вопросы. Требование появится, а выполнить его будет сложно. Причем, если они въезжают в страну, скажем, со стороны Румынии, то смогут совершить эту нужную покупку в Черновцах. Ну, а если выбрать практически безлюдную трассу Киев–Ковель–Ягодин? Магазины и кафе на ней можно сосчитать на пальцах, зато инспекторы ГАИ встречаются. И в случае остановки обязательно проверят наличие униформы в машине.

Пешеходы в темное время суток также обязаны носить одежду со светоотражателями. Однако ведомству следует четко разъяснить цель таких новшеств. "Вопрос в том, носит ли требование к пешеходам обязательный либо рекомендательный характер. Если это делается только для того, чтобы пешехода можно было разглядеть в темноте, то это правильно. Но будут ли инспекторы ГАИ штрафовать пешеходов за отсутствие светоотражателей? Ведь отсутствие четко прописанных требований может привести к определенным злоупотреблениям", — отметил Кравченко.

Не по погоде Есть и другие интересные предложения. Например, ГАИ хочет запретить использование транспортных средств с шинами, не соответствующими сезону эксплуатации. Однако, в новой редакции, которую просит принять ведомство, нет ни четкого определения, ни временных рамок для этого "периода". Если рассмотреть опыт других стран, то, к примеру, в Германии запрет на использование летней резины действует с 1 декабря по 1 апреля, Литве — с 10 ноября по 1 апреля, Латвии — с 1 декабря по 29 февраля. Отечественные законотворцы пока не озвучивают никаких критериев.

К тому же климат нашей страны радует нас совершенно разной погодой в одно время года в течение нескольких лет. То есть в один год к концу марта на улице может быть тепло, а в другой — холодно. Зимняя резина, которая мягче летней, создает определенные риски в теплое время: тормозной путь автомобиля увеличивается. Поэтому принудительное использование таких шин повышает угрозу аварийности.

"На сегодня в нашей стране отсутствует официальная четкая классификация шин. Существуют явные признаки — рисунок и глубина протектора, однако нет никаких специальных обозначений для скатов, разве что снежинка на зимних. Кроме того, рисунок всесезонных шин мало чем отличается от зимних. Поэтому инспектор вряд ли сможет с ходу определить, соответствует ли резина сезонным требованиям", — сказал Кравченко.

Более того, разные регионы Украины имеют совершенно разные погодные условия: например, на Южном берегу Крыма зимняя резина может вообще не пригодиться, поскольку средняя температура в зимние месяцы там не опускается ниже +4 °С.

В Госавтоинспекции также предлагают запретить водителям парковаться на газонах. Кроме того, с 1 октября по 1 мая на всех механических транспортных средствах за пределами населенных пунктов нужно будет включать дневные ходовые огни либо ближний свет фар.

Дорожные знаки Стоит добавить, что есть в предлагаемых изменениях и положительные моменты. Например, в части установки дорожных знаков. Согласно проекту новой редакции правил знаки должны быть видны водителям на расстоянии не менее 100 м по ходу движения и располагаться на высоте не более 6 м над уровнем проезжей части.

Кроме того, знаки будут устанавливаться не только сбоку от дороги. Так, если трасса имеет более двух полос движения в одном направлении, то знак должен быть продублирован либо на разделительной полосе, либо над проезжей частью. "Наверное, каждый водитель, который ездил по дороге первой категории, сталкивался с ситуацией, когда из левого ряда невозможно увидеть единственный знак на правой обочине, если он, например, закрыт попутным грузовым автомобилем. Но доказать это инспектору ГАИ почти невозможно. В соответствии же с новым вариантом, если знак не продублирован, то привлечь водителя к ответственности будет невозможно. Эта редакция призвана выравнивать дисбаланс между автомобилистом и инспектором", — говорил ранее в интервью Центру транспортных стратегий координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра реализации экономических реформ при президенте Украины Александр Кава.

Помимо этого ужесточатся требования к дорожной разметке. Она должна быть видна участникам движения как в светлое, так и в темное время суток на расстоянии, обеспечивающем безопасность движения. Если же разглядеть ее проблематично, например, из-за снега, то на участке необходимо будет установить соответствующие дорожные знаки. Словом, проект изменений в правила хоть и нуждается в доработке, однако все же может повысить уровень безопасности на дорогах.