В октябре меткомбинат "Запорожсталь" (49% контролируется холдингом "Метинвест" Рината Ахметова) впервые отправил две партии металлопроката через Запорожский речной порт на двух грузовых судах типа "река-море". Первая партия – 5 тыс. тонн горячекатаного проката в рулонах – была доставлена в турецкий порт Дилискелеси, а вторая – в греческий порт Салоники, откуда продукция поступила прямо к заказчикам.
Согласно договору, заключенному между "Запорожсталью" и речпортом, дальнейшие поставки металлопродукции комбината в страны Черноморско-Средиземноморского региона будут осуществляться именно через это предприятие по Днепру и далее – морским путем в пункт назначения. На начальном этапе среднемесячный грузооборот составит примерно 30 тыс. тонн. Для его транспортировки будут использованы суда типа "река-море" водоизмещением 3,5 тыс. тонн, которые предоставит АСК "Укрречфлот". А в перспективе "Запорожсталь" планирует увеличивать объем грузопотока на этом маршруте.
Структура сбыта Напомним, что "Запорожсталь" входит в четверку крупнейших в Украине меткомбинатов и специализируется на выпуске горячекатаного и холоднокатаного проката в листах и в рулонах из углеродистых, низколегированных, легированных и нержавеющих сталей. Среднегодовой объем производства меткомбината колеблется на уровне 3 млн. тонн. При этом доля проката в общем объеме достигает 90%. До недавнего времени "Запорожсталь" сбывала примерно 65% всего объема своей продукции на внутреннем рынке. То есть, объем ее экспорта не превышал 1 млн. тонн. Однако в последние годы ситуация радикально изменилась.
"В 2010 году предприятие выпустило 2,7 млн. тонн проката и 61% этого объема экспортировало, – отмечает аналитик АК Kreston GCG Святослав Ефремов. – А в прошлом году объем производства составил 3,2 млн. тонн, а объем экспорта – 66%". То есть, сейчас меткомбинат продает за рубежом уже вдвое больший объем металлопродукции – примерно 2 млн. тонн и этот показатель неуклонно растет.
Наряду с этим постепенно меняется и географическая структура сбыта компании. "Если в 2010 году доля стран СНГ в общем объеме продукции, реализованной предприятием, составляла почти 16%, а доля стран дальнего зарубежья – 45%, то уже в минувшем году объем сбыта в СНГ снизился до 15%, а в других регионах – возрос до 51%", – уточняет эксперт. "При этом одним из главных ее рынков стали как раз страны Черноморско-Средиземноморского региона, – подчеркивает г-н Ефремов. – Их доля в общем объеме реализации достигла 14%. То есть, почти столько же, сколько и в странах ЕС, доля которых составила 15%, и вдвое больше, чем в странах Африки". Таким образом, в минувшем году "Запорожсталь" отправила в страны Черноморско-Средиземноморского региона примерно 420 тыс. тонн проката.
До недавнего времени компания перевозила основную часть своего грузопотока в дальнее зарубежье в два этапа – по железной дороге до морских портов, а оттуда – по морю непосредственно к потребителю. "Однако неудовлетворенность услугами "Укрзализныци" – ростом тарифов, дефицитом вагонов, а также их плохим состоянием и т.д. – подтолкнула руководство предприятия к поиску других путей и способов доставки. В результате было принято решение использовать реку Днепр в качестве естественной транспортной артерии и таким образом оптимизировать логистику поставок", – поясняет г-н Ефремов.
Объем грузопотока Итак, в конце сентября руководство "Запорожстали" и Запорожского речного порта заключили договор о сотрудничестве. "Оно позволит комбинату повысить эффективность собственной деятельности в аспекте ее логистической составляющей, – подчеркнул генеральный директор ОАО "Запорожсталь" Ростислав Шурма. – А порт, со своей стороны, сможет существенно увеличить объем перевалки".
Напомним, что Запорожский речной порт является дочерней компанией АСК "Укрречфлот" (контролируется Константином Григоришиным). Она специализируется на транспортировке грузов речными и морскими путями. В частности, компания перевозит по Днепру, Дунаю и Южному Бугу, а также – Черному, Средиземному, Балтийскому и Северному морям железорудное сырье, уголь, кокс, минеральные удобрения, зерновые, строительные материалы и, конечно, металлопродукцию. Ее флот состоит преимущественно из сухогрузов, используемых как для речных, так и для морских перевозок.
В состав "Укрречфлота" входит пять речных портов – Черниговский, Днепропетровский, Херсонский, Николаевский и, наконец, Запорожский. Производственный потенциал Запорожского порта составляет 3 млн. тонн грузов в год. Однако, по данным пресс-службы "Запорожстали", на сегодня он работает не на полную мощность. А потому – довольно крупный контракт, предполагающий перевалку 360 тыс. тонн проката в год, оказался для него очень кстати.
"Эффективное использование такой естественной транспортной артерии, как река Днепр, усиливает потенциал и нашего предприятия, и порта, и всего Запорожского региона", – констатировал г-н Шурма. При этом он уточнил, что работы по перевозкам грузов "Запорожстали" продлятся вплоть до закрытия навигации, а с наступлением весны будут возобновлены. Эксперты также обращают внимание на этот изъян данного логистического решения: "К сожалению, данный маршрут невозможно использовать в зимнее время года. То есть, в этот период компании придется перевозить свои грузы по старой схеме", – отмечает г-н Ефремов.
При этом аналитик также выражает сомнения в том, что "Запорожсталь" сможет значительно увеличить объем грузопотока, проходящего через Запорожский речной порт. "Дело в том, что на сегодня 30 тыс. тонн в месяц или 360 тыс. тонн в год – это уже почти 85% общего объема экспорта компании в Черноморско-Средиземноморский регион. А значит, если в ближайшее время географическая структура ее экспорта не претерпит существенных изменений в пользу этого региона, объем транспортировки этим маршрутом останется примерно на этом же уровне", – заключает он. Впрочем, учитывая, что объем производства на меткомбинате будет постепенно увеличиваться, а вместе с ним, и объем экспорта, в частности, в этот регион, эксперты прогнозируют, что в перспективе объем транспортировки проката "Запорожстали" через Запорожский речной порт возрастет более чем на 15%.