Строительство новых мощностей и более низкая стоимость обслуживания, по сравнению с "Борисполем", постепенно привлекают авиакомпании в аэропорт "Жуляны". Так, российский перевозчик "Трансаэро", который с 15 июня перевел сюда часть московских рейсов, с началом зимнего расписания начнет выполнять уже не семь, а 21 перелет в неделю. Примечательно, что "Борисполь" пока ничего не знает переходе своего клиента к конкурентам. "Аэропорт не получал каких-либо официальных уведомлений по этому поводу от авиакомпании "Трансаэро", - сообщила Центру транспортных стратегий пресс-секретарь предприятия Оксана Ожигова.
Эксперты полагают, что после перехода в "Жуляны" "Трансаэро" получает значительные конкурентные преимущества на маршруте Киев–Москва. "Эта российская авикомпания не связана код-шеринговыми соглашениями с украинскими перевозчиками в отличие от "Аэрофлота", который сотрудничает с "АэроСвитом", и S7 Airlines ("Сибири"), которая работает с МАУ. А потому она может спокойно менять аэропорт назначения в Киеве. Основной поток "Трансаэро" – это российские бизнес-пассажиры, которым гораздо удобнее, когда аэропорт расположен недалеко от центра украинской столицы", - сообщил Центру транспортных стратегий заместитель директора Центра экономического и политического анализа Антон Кравченко.
"ЮТэйр-Украина", которая начала активно осваивать внутренний рынок, с 10 сентября также начнет перевозить пассажиров в столицу РФ, но в аэропорт "Внуково". А в конце сентября авиакомпания "Визз Эйр Украина", которой пока принадлежит львиная доля пассажиропотока в "Жулянах", начнет выполнять полеты в Кутаиси. Кроме того, с 29 октября единственный отечественный лоукост открывает рейсы в Милан (Бергамо), которые будут осуществляться трижды в неделю. А уже в следующем году флот бюджетника пополнит еще один Airbus 320. С одной стороны, рост объемов перевозок – несомненный плюс для аэропорта. Но в то же время это и увеличение нагрузки на инфраструктуру, которую нужно развивать и дальше.
Напомним, одним из сдерживающих факторов для привлечения новых авиакомпаний был малый размер перрона под среднемагистральные самолеты, способный принять всего четыре машины. Однако уже к концу текущего месяца аэропорт планирует ввести дополнительные места для стоянки воздушных судов типа Boeing 737 и Airbus 320. "21 сентября выходит дополнение к инструкции с данными о новом перроне на шесть мест под среднемагистральные самолеты", - сообщил Центру транспортных стратегий генеральный директор "Жулян" Александр Нестеренко. Таким образом вместимость перрона увеличится до 10 стоянок.
Кроме того, планируется и строительство нового терминала для обслуживания внутренних рейсов пропускной способностью примерно 240 человек в час. Однако работы, скорее всего, начнутся уже в 2013 году, а о сроках их завершения руководство аэропорта пока не говорит. "Проект терминала практически готов, необходимы лишь некоторые согласования. Но строить его в этом году мы вряд ли будем", - говорит Нестеренко.
Пока же пассажиры, которые путешествуют внутри Украины, будут обслуживаться в здании старого аэровокзала. Исключение составляют разве что клиенты авиакомпании "ЮТэйр-Украина", которые получили возможность проходить все процедуры в новом терминале, независимо от того, каким рейсом они летят – внутренним либо международным. По словам Нестеренко, в скором времени в аэропорту появится еще один новый перевозчик, однако назвать его пока не готов. "Будет еще одна компания, которая у нас пока не представлена", - сказал руководитель "Жулян". По данным источников ЦТС, аэропорт также обсуждает с партнерами возможность открытия регулярных рейсов в Санкт-Петербург.
Некоторые наблюдатели полагают, что на руку предприятию может сыграть ситуация с терминалом D в "Борисполе", в котором не предусмотрена зона обслуживания внутренних рейсов. А это может вызвать определенные неудобства при стыковке украинских и международных маршрутов из-за слишком большого расстояния между терминалом В, который будет обслуживать перелеты внутри страны, и D. "Нынешнее предложение аэропорта Борисполь, если оно будет реализовано, может привести к тому, что этот аэропорт вовсе потеряет внутренние рейсы. Такая схема будет стимулировать развитие прямых среднемагистральных международных рейсов из городов-миллионников Донецка, Харькова, а также Одессы, Львова и Симферополя в Россию, другие страны СНГ, Европу, Ближний Восток. В этом случае МАУ и "АэроСвит" потеряют интерес к внутренним рейсам, так как их предложение с пересадкой в Борисполе не сможет конкурировать с прямыми международными рейсами из региональных центров", - рассказал источник в отрасли.
Он полагает, что без стыковок с международными направлениями прямые внутренние рейсы гораздо удобнее выполнять именно в "Жуляны", так как потоки будут меньше, а стоимость обслуживания – ниже. "Таким образом, внутренние рейсы в ближайшие год-два уйдут из Борисполя, и вернуть их после того, как будут достроены дополнительные площади в терминале D, аэропорт уже вряд ли сможет", - резюмировал собеседник ЦТС.
Впрочем, другие расценивают такое заявление как попытку авиакомпаний добиться уступок от аэропорта "Борисполь". "Таким компаниям, как МАУ и "АэроСвит", невыгодно разрываться между двумя аэропортами, а перейти в "Жуляны" полностью они не могут физически. Это наличие базы воздушных судов в случае и "АэроСвита", и МАУ, переносить которую слишком затратно. Это также наличие дальнемагистральных самолетов у "АэроСвита", которые ВПП в "Жулянах" принять не может. И неудобства при стыковке внутренних и международных рейсов вряд ли приведут к таким радикальным изменениям. В первую очередь потому, что основу транзитного потока составляют стыковки между зарубежными рейсами, а не внутренних с международными. Кроме того, ранее пассажиры внутренних рейсов обслуживались в терминале А, а международных – в В, и это не пугало авиакомпании", - отмечает Кравченко.
Поэтому "Жулянам" вряд ли удастся переманить значительную часть клиентов "Борисполя". Аэропорт сможет привлечь только компании, не связанные код-шеринговыми соглашениями с украинскими коллегами. Но среди таких есть несколько солидных имен, например, British Airways и Lufthansa. Ведь в свое время British Airways перевела московские рейсы из "Шереметьево" в "Домодедово", положив начало его развитию как крупного аэропорта.
Стоит также отметить, что интерес к обновленным "Жулянам" проявляла и авиакомпания Air Arabia, которая предпочла терминал D в "Борисполе" из-за технических ограничений. "Мы были заинтересованы в этом, был заинтересован и аэропорт "Жуляны". Но нас остановили технические ограничения. Можно легко сравнить рейс Wizz Air и рейс Air Arabia. Самолет тот же - Airbus 320, но мы взлетаем с массой 77 тонн, потому что у нас длинный пятичасовой рейс, и нам нужно много топлива. По массе мы проходим, но с таким весом мы не проходим по длине разбега", - рассказал Центру транспортных стратегий представитель Air Arabia в Украине Виктор Заинчковский.