Итоги последних переговоров между авиационными властями Украины и США дают нашей стране надежду на снятие ограничений для освоения рынка Северной Америки. Одним из сдерживающих факторов для технического аудита Федеральной авиационной администрации (FAA) на протяжении последних месяцев был вопрос предварительной оплаты за его проведение. Законодательство нашей страны запрещает Государственной авиационной службе заключать договор на таких условиях. Но, в конце концов, стороны сошлись на том, что США заменит форму типового соглашения, в котором уже не будет пункта о предоплате.
И результатом последнего раунда переговоров стало подписание 14 мая контракта на оказание технической помощи, за которым последует заключение договора на проведение аудита. Точная дата проверки еще не определена и будет известна в течение месяца. Однако, по предварительным данным, американские представители проведут эту работу в первой половине августа. И у нашей страны есть шансы вернуться в первую категорию FAA уже до конца 2012 года.
"Мы ожидаем в течение месяца письменного уведомления о намерениях американской стороны приехать и подписать договор на проведение технического аудита в текущем году", - сообщили Центру транспортных стратегий в Госавиаслужбе.
Работа над ошибками Что же удалось сделать отечественным авиационным властям для снятия действующих ограничений на полеты в Америку? Напомним, что одной из причин решения FAA перевести Украину в непрестижную вторую категорию стала не до конца сформированная структура Госавиаслужбы, которая в тот момент была в процессе выхода из состава Министерства транспорта и связи. По мнению FAA, она была недостаточно укомплектованной для того, чтобы регулировать все аспекты авиации в ее компетенции. Сегодня административная реформа в стране практически завершена. Во всяком случае, положение о Госавиаслужбе, в которую она трансформировалась из Госавиаадминистрации, закреплено указом президента еще в апреле 2011 года.
Снятие ограничений позволит "АэроСвиту" продолжить завоевание американского рынка
Еще одним фактором, оказавшим влияние на решение авиационных властей США, стал Воздушный кодекс, принятый еще в 1993 году. Многие его положения в этот период считались устаревшими и нуждались в существенной доработке. Однако попытки утвердить новый документ были безуспешными. В мае 2011 года украинским властям удалось, наконец, принять новую редакцию документа, которую в целом одобрили и зарубежные специалисты.
Наконец, недовольство американцев вызвали зарплаты инспекторов, которые не позволяли обеспечивать проверку безопасности полетов на должном уровне. Но и эту проблему сегодня практически удалось разрешить.
Изменения, которые удалось провести в течение последних двух лет, дают отечественным перевозчикам повод для оптимизма. "Прогресс, которого удалось достичь за последние полтора года, несопоставим с тем, что происходило до этого. Ключевым моментом был Воздушный кодекс. Американские и европейские специалисты уже подтвердили, что он соответствует всем требованиям. Следующим этапом было внедрение дополнительных нормативных документов авиационными властями для успешного применения нового Воздушного кодекса. Основная часть работы сделана, поэтому мы с оптимизмом смотрим на этот аудит и рассчитываем, что Госавиаслужба пройдет его успешно", - отмечает исполнительный секретарь альянса "Украинская авиационная группа" ("АэроСвит", "Донбассаэро", "Днеправиа") Евгений Трескунов.
Американские перспективы Переход Украины из второй в первую категорию даст возможность отечественным перевозчикам увеличить интенсивность полетов и открыть рейсы в другие города США. Сегодня "АэроСвит" - единственная компания в стране, эксплуатирующая дальнемагистральные самолеты, - ограничена квотой на выполнение 260 перелетов в год (или пять в неделю) между Киевом и Нью-Йорком. Хотя возможности компании позволяют увеличить их частоту до семи в неделю. Благодаря договоренностям с американскими авиационными властями, "АэроСвит" варьирует число полетов в рамках годовой квоты, увеличивая его до семи рейсов в неделю в высокий сезон и уменьшая в период низкого спроса.
Пока компания не готова говорить о дальнейших планах, хоть и надеется на успешное прохождение аудита украинскими авиационными властями. "Рост интенсивности полетов на американском направлении будет зависеть от результатов аудита. Это может занять от нескольких недель до нескольких месяцев. Наш приоритет - это, в первую очередь, снятие текущих ограничений на линии Киев-Нью-Йорк. А расширение сети маршрутов будет зависеть от того, с какой компанией "АэроСвит" подпишет договор о сотрудничестве. Сегодня вторая категория не дает украинским компаниям права подписывать код-шеринговые соглашения с американскими. Как только будут сняты ограничения, будет определен наш партнер, и с ним мы выработаем оптимальную маршрутную сеть", - говорит Трескунов.
Остается надеяться, что Украине и США все-таки удастся в течение месяца подписать договор и успешно провести аудит в текущем году. Если же проверка будет провалена, то о переходе в первую категорию можно будет забыть еще на долгий срок.