Власти России решили развивать высокоскоростное железнодорожное движение в стране. В январе текущего года была создана межведомственная рабочая группа, которая должна подготовить проект соответствующей государственной целевой программы. По данным российских СМИ, авторы документа предлагают реализовать замысел в два этапа. Первый будет длиться до 2020 года и предполагает запуск поездов на скорости 350-400 км/ч между Москвой и Санкт-Петербургом, а также на маршруте Москва - Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург. Кроме того, проект предусматривает организацию скоростного движения (160-200 км/ч) между Москвой и Ярославлем, Омском и Новосибирском. Планы также затрагивают такие направления, как Москва - Харьков - Адлер, Москва - Красное - Минск - Варшава – Берлин. Но для нас самое интересное то, что на втором этапе (к 2030 году) планируется запуск скоростного движения из Москвы через Суземку в Киев.

Новый путь Запуск скоростных поездов между столицами Украины и России раньше обсуждался на уровне руководителей профильных ведомств. Однако речь шла о запуске ускоренного движения (160-170 км/ч) на базе действующей инфраструктуры, тогда как сегодняшние планы Москвы предполагают работу именно высокоскоростных поездов. А это уже вызывает вопросы, поскольку реализация этих двух проектов требует совершенно разных подходов. В частности, для организации ускоренного движения потребуется провести модернизацию существующих путей и пустить поезда по ним. Такой метод будет значительно дешевле строительства нового полотна, однако может не оправдать себя с точки зрения конкурентоспособности.

Строительство только украинской части высокоскоростной магистрали стоит около 10 млрд долларов

"Модернизация существующего пути является не такой затратной, однако проект от этого только проиграет. Для его конкурентоспособности необходимо обеспечить время в пути не более четырех часов, что соответствует средней скорости движения не менее 200 км/ч. А ее можно достичь только на специально построенной высокоскоростной магистрали с максимальной скоростью не менее 250 км/ч. Модернизация пути позволяет поездам развивать максимальную скорость до 220 км/ч, которая, даже при условии использования электропоездов с принудительным наклоном кузова (тилтингом), может в лучшем случае дать среднюю скорость в 150-160 км/ч. То есть время в пути составит порядка шести часов, тогда как более приемлемым для пассажиров было бы проводить в дороге не более четырех часов", - сообщила Центру транспортных стратегий эксперт Центра экономического и политического анализа Ирина Кава.

При этом не следует забывать о том, что использование существующей инфраструктуры потребует от Украины и России кардинального пересмотра графика движения других поездов. "Модернизация, безусловно, дешевле строительства нового полотна. Однако здесь необходимо смотреть на график движения поездов. Например, РЖД в свое время пришлось существенно корректировать расписание при запуске "Сапсана", - рассказала Центру транспортных стратегий консультант компании A.T. Kearney Екатерина Шеремет.

То есть для того, чтобы железная дорога смогла конкурировать с авиационным транспортом, потребуется строительство нового железнодорожного полотна. А это - дорогое удовольствие, которое потребует от "Укрзализныци" немалых вложений. Один километр такой дороги обойдется Украине в 25-30 млн долл. без инженерных сооружений. Сегодня протяженность существующей колеи Киев-Москва составляет 857 км, из которых 360 км проходит по территории нашей страны. Следовательно, создание скоростного пути до границы с Россией стоит более 10 млрд долларов, что является неподъемной цифрой для "Укрзализныци" в ее нынешнем положении. Износ подвижного состава достиг критической отметки в 90% и нуждается в немедленном обновлении, для которого активно привлекаются заемные средства в больших количествах. А прокладывать дорогу до своей границы Россия вряд ли согласится, тем более что и сама она пока не определилась с источниками финансирования.

Правда, отмечают эксперты, протяженность украинского участка можно сократить, если немного изменить маршрут следования поезда. "Протяженность существующего железнодорожного маршрута Киев-Москва - 857 км, из которых примерно 42% (360 км) проходит по территории Украины. Для большей эффективности было бы целесообразно строить новое полотно на направлении Киев-Чернигов-Брянск-Калуга-Москва. Таким образом, путь сокращается до 800 км, из которых только 260 км приходится на Украину. Трассировка линии по территории Украины через Чернигов позволит обеспечить не только более короткий маршрут, но и пройти через областной центр с населением порядка 300 тыс. человек, что может обеспечить дополнительный пассажиропоток. От Брянска же скоростную дорогу можно строить вдоль существующей магистрали, которая проследует через Калугу", - говорит Ирина Кава.

Конкурент "Аэрофлота"? Для запуска скоростного движения необходимо инвестировать не только в инфраструктуру, но и в подвижной состав. По планам ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) на участке Москва-Суземка-Киев предполагается использование современных скоростных поездов типа Pendolino. А стоимость одного такого состава - порядка 33-34 млн евро в зависимости от комплектации. Для обеспечения нормальной работы маршрута потребуется минимум шесть электропоездов. И сколько из них потребуется закупить России, а сколько - Украине, - большой вопрос.

Наконец, необходимо понимать, какую нужно будет выставить цену на билет для окупаемости такого масштабного проекта. Например, цена на проезд в "Сапсане" сегодня колеблется в пределах 2,4-6,6 тыс. руб. (639-1779 грн). Но эта цифра вполне сопоставима со стоимостью купейного билета на поезд №2 Киев-Москва, которая составляет 1026,12 грн. При этом "Сапсан" преодолевает расстояние в 650 км между Москвой и Санкт-Петербургом за 3 часа 45 минут. В то же время состав, связывающий столицы Украины и России, тратит на дорогу около 8 часов. По данным РЖД, тарифы позволяют проекту "Сапсан" возвращать вложенные в него средства, однако с одной оговоркой: инвестиции непосредственно в подвижной состав. А сколько еще заложить в плату за проезд для окупаемости инфраструктуры? Об этом железнодорожники умалчивают.

Да и выдержать конкуренцию с авиаторами на этом маршруте будет непросто. Например, акционные предложения того же "Аэрофлота" позволяют пассажиру добраться из Киева в Москву за 650 грн и потратить на перелет менее двух часов. Правда, без учета процедур регистрации и контроля в аэропорту. При огромных вложениях в высокоскоростные магистрали железнодорожники смогут предложить клиентам доехать до столицы России за четыре часа приблизительно по такой же, а то и более высокой цене.

Поэтому реализация проекта высокоскоростного движения между Киевом и Москвой выглядит маловероятной. Воплощение масштабного замысла будет сдерживаться суровыми экономическими реалиями.