Рабочая группа по проектированию дороги начала свою деятельность 28 ноября, а источники финансирования будут определены только весной. По словам министра инфраструктуры Бориса Колесникова, к реализации этого проекта еще ничего не готово. Так что пока нельзя даже точно сказать как дорога будет выглядеть на карте, однако определенные предположения можно сделать уже сейчас, поскольку идея ее строительства возникла не спонтанно, и проблемы отдельных ее участков рассматривались давно.

Гладко на бумаге Так еще в июле Борис Колесников говорил о том, что министерство уже проектирует новую Трансднепровскую магистраль к Ростову-на-Дону. "В перспективе будут построены высококачественные трассы Одесса-Николаев-Херсон с выходом на Рени - Баку" - утверждал он. А на пресс-конференции в порту Южный в ноябре чиновник подчеркнул: "Дунайский узел для Украины крайне важен. Но говорить о его развитии нет смысла без восстановления сообщения Рени - Баку". Он также отметил, что дунайские порты не надо восстанавливать: к гаваням просто следует проложить новые автомобильные и железнодорожные пути, соединяющие Придунавье с границей России и Каспийским морем.

Министерство уже проектирует новую Трансднепровскую магистраль к Ростову-на-Дону

Однако, вопрос строительства дороги намного шире, чем решение внутренних транспортных проблем. Верховная Рада подтвердила намерения страны принимать участие в строительстве Международной кольцевой автомагистали вокруг Черного моря (КАЧМ) и ратифицировала соответствующий Меморандум "О взаимопонимании в области скоординированного развития кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря", принятый в Белграде 19 апреля 2007 года.

Протяженность Черноморской окружной дороги будет составлять более 7 тысяч километров. Меморандумом предусматривается создание высокопропускной автомагистрали (путем модернизации существующих дорог и поэтапного строительства новых). КАЧМ должна обеспечить пропуск транспортных средств с учетом перспективы роста интенсивности движения, увеличения габаритных и весовых параметров транспортных средств, а также гарантировать необходимый уровень безопасности дорожного движения и обустройства объектами придорожного сервиса. Черноморская автомагистраль соединит Турцию, Грузию, Россию, Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию и Грецию. Кроме того, проект предусматривает многочисленные ответвления, в результате чего в "Черноморское кольцо" будут включены Армения, Азербайджан, Албания и Сербия.

Согласно проекту, наш участок дороги HWBSR проходит через следующие города: Батуми (Грузия) - Поти (Грузия) - Новороссийск (Россия) - Ростов-на-Дону (Россия) - Таганрог (Россия) - Мариуполь (Украина) - Мелитополь (Украина) - Одесса (Украина). Рени - это уже сугубо украинское предложение.

К счастью, проблемные в политическом и климатическом отношении участки дороги на Кавказе - не наша головная боль, поэтому вернемся к нашим дорогам, поскольку и здесь проблем, как говорится, выше крыши.

Дунайский тупик На юге Одесской области нет ни одной дороги, с которой не существовало бы проблем. Рени-Измаил периодически заливает Дунай, трасса на Одессу проходит частично по территории Молдовы. И хотя в этом году само дорожное полотно с обочинами передали в ведение Украины, работы по ее расширению вряд ли возможны. Измаильская трасса на Одессу проходит через разводной мост в Затоке, а эта очередная пробка вряд ли устроит Евросоюз. Ходили слухи о строительстве моста через Днепровский лиман, но только на уровне разговоров... И, судя по политике транспортного ведомства страны, в том, что дорогами местного значения оно не озаботится, а отдаст это на откуп местным властям, перспектив улучшения у этих дорог нет. Единственная надежда на Транс-Дунайский транспортный коридор. Одним словом, участок дороги на Одессу надо строить заново, с нуля.

И это самый перспективный, ведущий проект для Одесской области. Однако при разработке госбюджета он не был учтен. Поэтому народные депутаты от Одесской области подписали письмо с соответствующим предложением. Аналогичное письмо направил и областной совет. И эта просьба, похоже, была услышана, но вот остается не совсем ясно как будут выделяться деньги на такой дорогостоящий проект. Тем более, что этот участок - лишь небольшой отрезок всей большой трассы. Куда ни кинь, везде возникают проблемы сопутствующего характера. В том числе и на следующим этапе строительства - от Одессы до Николаева и Херсона.

Николаевский узел Дорога первой категории, помимо ширины и качества дорожного покрытия, характеризуется еще и тем, что не должна проходить через населенные пункты и пересекаться на одном уровне с другими дорогами. То есть существующую трассу через Николаев и Херсон нельзя просто реконструировать путем расширения, а нужно строить объезды. А это, кроме акведуков и прочих переездов через другие автомобильные и железные дороги, еще и дополнительные капитальные мосты, в том числе и через Западный Буг и Днепр. При этом надо учитывать, что в обоих городах находятся крупные порты, а значит по направлению к ним будет всегда большое движение. Сейчас там, особенно в период сбора урожая, значительно возрастают потоки большегрузного транспорта. Возникают пробки, препятствование движению легкового и пассажирского автотранспорта. За сутки с Одесской и Киевской трасс в город заезжает около четырех тысяч тяжеловесных грузовиков. Это машины грузоподъемностью сорок и более тонн. К большому сожалению, те дороги, которые строились еще в советское время, не были рассчитаны на такие нагрузки и скоростные режимы. Мост у Варваровки на въезде в Николаев периодически то закрывают, то ограничивают по нему движение ввиду его аварийности. Областная администрация в этом году вложила деньги и отремонтировала объездную дорогу в Корабельном районе. Но она, к сожалению, полностью все эти проблемы не решила.

Все это означает, что помимо вопросов строительства скоростной дороги надо будет еще и решать проблемы транспортных узлов, через которые она проходит. А это не просто многоуровневые развязки и эстакады, а прокладка новых отрезков дорог.

Источники финансирования Но как все будет на самом деле, мы узнаем только по весне. По словам вице-премьера, сроки строительства и источники финансирование трассы Одесса - Николаев - Херсон должны быть определены до весны. Хотя финансирование должен прояснить еще раньше бюджет на 2012 год. По тому, что в нем будет  заложено и сколько, можно судить об объемах строительства дороги. Хотя, со слов все того же Бориса Колесникова можно сделать вывод, что будут найдены и другие источники финансирования. Например, Кабинет министров намерен передать с марта 2012 года дороги в ведение местных властей. Такое решение будет принято в связи с реконструкцией дорожной отрасли, и не будет касаться национальных и туристических трасс. "В связи с реструктуризацией дорожной отрасли не позднее марта следующего года будет принят уточненный план, дороги будут переданы областным администрациям, чтобы они сами решали, что делать. У Мининфраструктуры останутся только национальные и международные коридоры", - заявил Борис Колесников.