О планах строительства в Очакове крупного морского комплекса компания "Смарт-холдинг" заявила еще в 2008 году, когда в Украине начался настоящий "глубоководный бум". Именно тогда появилось сразу несколько аналогичных инвестиционных программ. Среди наиболее масштабных - строительство глубоководных портов на озерах Тобечикском и Донузлав в Крыму, а также в акватории Скадовского порта и в районе Жебриянской бухты на Дунае. Однако из-за кризиса практически все они были благополучно "похоронены". Между тем, план создания устьевого порта в Очакове удалось не только сохранить, но и частично реализовать. В частности, за последние годы в порту построена универсальная причальная стенка протяженностью 140 метров, а также зерноперерабатывающий комплекс и склад, позволяющий накапливать судовые партии зерновых грузов.

Региональные власти возлагают на проект "Очаков" большие надежды, так он, по их мнению, станет новым толчком для развития области, а также позволит создать не менее трех тысяч рабочих мест. Чтобы ускорить процесс его реализации, в конце октября местные власти заявили о намерении выделить 30 млн гривен на проведение дноуглубительных работ. При этом в самом "Смарт-холдинге" рассчитывают превратить очаковский порт в своеобразный транзитный морской коридор между Россией и Западом.

Мегапорт Изначально проект "Смарт-холдинга" позиционировался как реконструкция существующего ООО "Порт Очаков", а впоследствии был переориентирован на строительство одного их крупнейших в Украине универсальных глубоководных портов. Эксперты сразу же усомнились в экономической целесообразности создания нового портового комплекса. Причиной тому служило отсутствие транспортной инфраструктуры, ограниченность территории высоким берегом, необходимость проведения дорогих дноуглубительных и гидротехнических работ, наличие в нескольких километрах от планируемого места застройки заповедной Кинбурнской косы. Все это делало проект на один миллиард долларов дороже аналогов.

Однако Вадим Новинский от своих планов не отступил. Впрочем, это не удивительно. Ведь уже на конец 2008 - начало 2009 года, по оценкам экспертов, дефицит портовых мощностей в Азово-Черноморском бассейне по обработке основной номенклатуры грузов составил: по углю - 20 млн тонн, по рудным грузам ‑ 10 млн тонн, по зерну ‑ 5 млн тонн, по металлам ‑ 3 млн тонн, по контейнерам ‑ 2 млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера). Согласно прогнозам, к 2015 году суммарная потребность в портовых мощностях должна увеличиться на 70 млн тонн, при этом более 50% перевозимых грузов будут составлять контейнерные.

Так, проект предполагал строительство четырех терминалов: терминала для транзита железорудного сырья мощностью 15 млн тонн, коксующегося угля мощностью 5 млн тонн в год, а также зернового терминала на 5 млн тонн в год и контейнерного ‑ на 3 млн TEU. Ожидалось, что к 2017 году расчетный грузооборот нового порта составит более 21 млн тонн насыпных грузов и 2 млн TEU для контейнерного терминала. Также в планах "Смарт-холдинга" ‑ прокладка примерно 70-километровой железнодорожной ветки - от станции Ясная Заря до Очакова и 50-километровой автодороги от села Каменка к порту.

Кроме того, бизнес-план предусматривал углубление акватории и подходного канала к Очаковскому порту до 18 метров, что позволило бы принимать суда грузоподъемностью до 50 тыс. тонн и 75 тыс. тонн соответственно. Изначально стоимость проекта оценивалась в $1,55 млрд, затем эта сумма была увеличена до полтора миллиарда евро. Этот проект получил единогласную поддержку на всех уровнях власти. Планировалось, что уже через три года, т.е. в 2012 году, новый портовый комплекс заработает на полную катушку, однако экономический кризис отсрочил эти планы.

Китайские конкуренты В кризисный период усилилась конкуренция за транспортные потоки. Украинские порты начали более активно вкладывать средства в развитие своей инфраструктуры. В 2009 году капиталовложения в основные фонды возросли в сравнении с 2008 годом на 42%, а в 2010 году ‑ на 50%. Во многом это стало возможным благодаря лояльной тарифной политике Кабмина, который в конце 2008 года принял решение на 58% повысить тарифы на оказание услуг судам и на 40% ‑ на услуги по грузопереработке.

Такое гарантированное увеличение собственного финансового ресурса позволило портам привлекать кредиты и инвесторов со стороны. Особую ценность для инвесторов представлял Николаевский регион, который располагает мощным портовым потенциалом. В частности, в 2010 году Китайская машиностроительная международная корпорация (CMIC) предложила построить в регионе терминал по регазификации сжиженного природного газа на базе Универсального морского комплекса терминалов "Галицино". В том же году китайская сторона подписала с ООО "УМКТ Галицино" соглашение о реализации данного проекта. В его рамках предполагается создание комплекса годовой мощностью 50 млн тонн, включающего 9 портовых терминалов, логистический терминал для хранения и обработки грузов и технологические заводы для узловой сборки, пакетирования и другой промежуточной переработки грузов. Общая стоимость проекта составила $2,5 млрд.

Учитывая масштабность и выгодное месторасположение будущего украино-китайского моркомплекса, участники рынка пришли к выводу, что он может сделать проект Новинского совершенно бесперспективным. А два мегапорта в одном регионе было бы явным излишеством. Эксперты предполагают, что именно приход китайцев подстегнул "Смарт-холдинг" к решительным действиям. Проанализировав динамику роста грузопотоков, компания подкорректировала свой бизнес-план и заявила, что к 2011 году он будет полностью готов.

Однако, в восточном Причерноморье у Очаковского порта вскоре может появиться еще один конкурент. «Планы строительства глубоководного порта в Тамани позволяют прогнозировать уход российского транзита из украинских портов. Строительство планируется начать уже в 2012 году. При этом российский транзит занимает около 30% перевалки в украинских портах», - рассказывает старший аналитик «Центра транспортных стратегий» Андрей Исаев.

Транзитный узел Относительно перспектив порта Очаков единого мнения до сих пор не сложилось. Одни эксперты сулят ему большое будущее. По их мнению, углубление дна до 18 метров сделает очаковский порт самым глубоководным в Украине, тогда как сегодня самые крупные морпорты страны имеют глубину чуть больше 15 метров. Благодаря этому уже через пять лет он сможет "перегнать" по показателям грузопереработки Одесский порт, через который проходят основные грузопотоки. Высоко оценил перспективы Очаковского порта американский специалист по вопросам развития портов господин Кен Карпинский, который осенью этого года посетил несколько украинских портов. По его словам, строительство порта Очаков - "это перспектива 50-100 лет", и он имеет все шансы на покорение мировых рынков.

В то же время ряд аналитиков полагает, что очаковский комплекс не сможет составить серьезную конкуренцию таким "китам" портовой индустрии Украины, как Южный, максимальная глубина которого достигает 15,6 метров, Севастопольский - 15 метров, Ильичевский - 13,5 метров или тот же Одесский ‑ 13 метров, не говоря уже о крупнейших черноморских портах (Новороссийска и Констанцы). Ведь сегодня в ряде указанных портов разрабатываются планы по дальнейшему дноуглублению, соответственно ООО "Порт Очаков" вряд ли сможет опередить их и стать ключевым транзитным морским узлом Украины. "После принятия закона о морских портах, новые собственники начнут модернизацию существующих черноморских гаваней, находящихся в настоящее время в госсобственности. Такая модернизация будет менее затратной как по финансам, так и по времени, что дает существующим портам конкурентное преимущество" – считает Андрей Исаев.

Впрочем, для самого "Смарт-холдинга" вопрос статуса порта не суть важен, важен коммерческий результат. Не секрет, что с Очаковом и Николаевской областью в целом Вадима Новинского связывают стратегические бизнес-интересы, ориентированные в основном на судостроение и портовое хозяйство. Бизнесмен установил контроль над Херсонским и Николаевским Черноморским судостроительными заводами, а недавно сумел заполучить николаевский завод "Океан", что позволяет ему создать отдельный судостроительный холдинг. Поэтому строительство собственного глубоководного порта в этом регионе, в первую очередь, выгодно самой компании и является логическим продолжением формирования логистической цепи.

В конечном результате в "Смарт-холдинге" рассчитывают превратить очаковский порт в своеобразный транзитный коридор между Россией и Западом. "Развитие порта позволит в перспективе более полноценно использовать возможности Украины как транзитного государства, своеобразного транспортного коридора между Россией и Западом", ‑ рассказывают в компании. Вместе с тем, уже ни у кого не возникает вопрос насчет необходимости строительства новых глубоководных портов, поскольку имеющиеся портовые мощности Украины перестали успевать за ростом грузопотоков.

Справка

ООО «Порт Очаков» создан в 1999 году на базе обанкротившегося треста «Днепробугводстрой». Располагается на Днепро-Бугском лимане в Николаевской области на северо-восточной окраине города Очакова. С января 1999 года распоряжением Кабмина Украины порт открыт для захода невоенных иностранных судов, спортивных и прогулочных яхт.

ООО «Порт Очаков» принимает суда длиной до 140 метров, шириной ‑ 15 метров. Максимальная допустимая осадка ‑ до 5,5 метров (в настоящее время ‑ до 4,5 метров). В активе предприятия ‑ пять причалов с общей длиной причальной линии 726 метров, а также два склада на 20 тыс. кубометров. Акватория порта составляет 12,2 га.