01

Почему Украина заблокировала транзит из РФ

11 февраля активисты общественных организаций начали блокировать движение российских фур в сторону ЕС на трассе Киев-Чоп. Участники акции требовали от региональных властей обратиться к Верховной Раде и Кабмину с целью временно запретить въезд российского транспорта на территорию страны.

Уже к середине дня 14 февраля российские автомобили были заблокированы в 9 регионах. К вечеру того же дня Минтранс РФ в ответ на действия активистов официально запретил перемещение по территории страны грузовиков с украинскими номерами. Утром 15 февраля Кабинет министров принял постановление с ответными официальными мерами о запрете перемещения российских грузовиков по территории Украины.  Украинская сторона проводит консультации по данному вопросу со странами-членами Европейского Союза. Сегодня вечером должно состояться заседание Кабмина для рассмотрения сложившейся ситуации.

02

Почему Польша и Турция закрыли въезд для российских грузовиков

В конце января между Польшей и Россией разгорелся конфликт из-за международных автоперевозок. Началом для противостояния послужило декабрьское решение России об ужесточении контроля над международными автоперевозками и увеличении штрафов для иностранных перевозчиков. По мнению российской стороны, польские автоперевозчики злоупотребляли льготным двусторонним режимом, перевозя при этом грузы из третьих стран. В Польше подобный шаг России вызвал негодование. "Эти односторонние решения противоречат международному праву в сфере грузоперевозок и польско-российскому соглашению от 1996 года. Польская сторона не может с ними согласиться", – заявил Ежи Шмит, заместитель министра инфраструктуры и строительства Польши. По мнению Шмита, подобные действия России могли привести к тому, что 85% польских перевозчиков будут вытеснены с российских дорог.

Затем противостояние между двумя странами переместилось в область распределения квот на международные автоперевозки. Россия и Польша наводят разную информацию. Польские автоперевозчики заявляют, что обе стороны имеют равные квоты в 250 тыс. поездок. При этом поляки акцентируют на том, что Россия из года в год уменьшает квоты для транзитных перевозок. Российские перевозчики утверждают обратное: у поляков квоты больше, а для россиян их хотят урезать. 31 января 2016 году истек срок действия этих квот, а договориться о новых сторонам не удалось. В результате российские грузовики не могут въезжать на территорию Польши, а польские в Россию до достижения новых соглашений.

В случае с Турцией запрет на въезд для российских грузовиков также является следствием отсутствия договоренностей между двумя государствами и продолжением нарастания противоречий между ними. В отличие от Польши, Турция просто отказалась вести переговоры о распределении квот.

03

Какой объем перевозок между РФ и ЕС автотранспортом

По данным российских СМИ, за 11 месяцев прошлого года из РФ в ЕС было перевезено 8,6 млн т грузов, что на 19,4% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Основные виды грузов в направлении ЕС – металлургия (7-10%), продукция химической промышленности (7-10%),  дерево и немного агропродукции (25%). Впрочем, доля автотранспорта в экспорте РФ невелика – только около 3%.

Грузооборот из ЕС в Россию в прошлом году составил около 9 млн т. и сократился на 34% по сравнению с 2014 голом. Основная номенклатура перевозимых грузов – автомобили (40%), продукция химической промышленности (20%), продукты питания (15%). 

04

Как российские фуры доставляют грузы в ЕС теперь

С 1 февраля (после закрытия проезда территорией Польши) российские фуры шли транзитом через Украину в направлении Венгрии. Теперь маршрута по суше не осталось. Все пути ведут только через море. По данным СМИ, сегодня на белорусско-литовской границе уже возникла очень напряженная ситуация. Грузовики пытаются попасть в порт Клайпеда, чтобы затем отправить груз паромом в Германию (Киль). Но сейчас ни прибалтийские порты, ни таможня не справляются с таким внезапно возникшим потоком. Есть также вариант парома из Хельсинки в Стокгольм.

Власти России заявили, что с 21 февраля откроется паромная линия Засниц-Балтийск. Переправа позволит доставлять 3 раза в неделю из Германии в Россию машины со стратегически важными грузами.

Следует отметить, что отправка паромами удорожает стоимость перевозок на 1-1,5 тысячи евро на каждую фуру. 

Также российские автоперевозчики пытаются обойти запреты на проезд территорией Польши и Украины. Для этого они нанимают автомобили у транспортных компаний из Беларуси и стран Прибалтики. На перевозчиков из этих стран запреты и ограничения не распространяются.

05

Что дальше

После того как Польша и Россия согласуют квоты, российские автомобили смогут идти в ЕС через Беларусь и Польшу. Поэтому, блокада россиян Украиной может быть эффективной только до момента достижения договоренностей между Москвой и Варшавой. Если же, договорятся раньше Москва и Киев, а значит, Россия отменит запрет транзита для украинских грузовиков, то российские фуры смогут идти в ЕС в обход Польши через Украину и Венгрию. Но этот маршрут значительно длиннее прямой дороги через Минск и Варшаву. Впрочем, не исключено, что в случае, если Киев и Варшава будут действовать в переговорах с РФ сообща, то не исключено, что Кремль удастся склонить к выгодным и для Польши, и для Украины условиям.