01

Что уже сделано?

На данный момент "Укравтодор" ведет работы на 3900 км и завершил работы почти на 1200 км дорог с обустроенным верхним слоем асфальтобетона.  Для сравнения, как отмечают в Госагентстве, за весь прошлый год было сделано всего 800 км дорог. Если говорить в разрезе регионов, о тех дорогах, которые уже введены в эксплуатацию, то лидерами являются Закарпатская, Запорожская, Луганская и Харьковская области. На конец лета планируется введение в эксплуатацию 2000-2500 км дорог. А большинство километров отремонтированных дорог будет передано в эксплуатацию осенью, когда закончится строительный сезон.

Для финансирования дорог было привлечено три источника, которые планировались в начале года: Дорожный фонд, выпуск облигаций, средства от "Газпрома". Кроме того, с точки зрения процесса закупок, внедряются новые квалификационные требования, привлекается независимый технический надзор, внедрена обязательная государственная экспертиза всех проектов.

02

Формирование конкуренции

Ужесточение квалификационных требований к участникам тендеров в этом году привело к тому, что общее количество задействованных дорожных компаний уменьшилось до 400, по сравнению с 524 в прошлые годы. Вместе с тем, количество участников, которые после квалификации соревнуются между собой, наоборот выросло - с 2,8 в 2016-2018 гг. до 3,5 в 2020 году.

Станислав Гвоздиков, руководитель ГО "Развитие инфраструктуры" отмечает, что в Украине конкуренция на тендерах даже выше, чем в европейских странах. "Для примера, а Испании и Австрии большая часть рынка распределена между двумя компаниями, Франции - тремя, Великобритании - четырьмя, в Украине - шесть-семь. Это говорит о том, что конкуренция между основными игроками в дорожных закупках у нас намного выше, чем в европейских странах", - говорит он.

Среди участников, которые успешно принимают участие в закупках "Укравтодора", сформировались три основные группы, в зависимости от величины контрактов, в каждой из которых около 10 компаний.

20  

Правила, которые внедряет сейчас "Укравтодор", могут позволить тем компаниям, которые в этом году получили контракты на 100 млн грн, в следующем получить в два или три раза больше подрядов.

За счет создания конкуренции удается достичь немалой экономии на проектах. Так, по словам Александра Кубракова, экономия на торгах за последние 9 месяцев составляет около 7%. Есть, конечно, случаи и 20-30%, но они более редкие. Для сравнения, в 2016-2018 гг. этот показатель составлял 4,6%.

03

Технический надзор

Сейчас функцию контроля за дорожными проектами и их качеством фактически выполняет сам заказчик - большинство проектов получает ГП "Дорякисть», которая входит в структуру самого "Укравтодора». Такая ситуация требует изменений, направленных на демонополизацию рынка и переход к полноценной системе мониторинга, в том числе и публичного контроля.

Доля рынка дорожного контроля составляет около 1,5%. Показатели других стран выше - около 5%. Но в любом случае можно говорить о том, что в денежном выражении этот рынок привлекателен для того, чтобы на нем работали ключевые европейские компании. Некоторые международные компании, которые ранее были задействованы только на проектах МФО, в этом году уже стали работать на объектах "Укравтодора". Что можно сделать еще для привлечения этих компаний?

"Во-первых, создание четких и прозрачных правил игры. Те стандарты, которые действуют сейчас в Украине, уже и морально и технически устарели (СОУ, ДСТУ, ДСН). Поэтому, необходимо их последовательное приведение к международным (ISO, SEN). Тогда можно будет рассчитывать на то, что на наши проекты придут международные инженеры. Кроме того, необходима унификация данных и формирование электронных паспортов дорог. Это является необходимой базой для того, чтобы переходить на долгосрочные договора на базе OPRS, которые основаны на определенных показателях качества. Таким образом, конечной идеей мониторинга дорожных услуг должно стать создание системы управления качеством дороги в течении всего ее жизненного цикла: от проектирования до конечного срока эксплуатации. В идеале это должна быть открытая система данных, которая будет приведена к элитным стандартам, а сами данные будут предоставляться всеми участниками дорожного строительства", - отметил директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.

Читайте также Дороги под присмотром: Зачем "Укравтодор" внедряет технадзор международных компаний

04

Законодательные изменения

В 2020 году "Укравтодор" планирует обновить 4200 км дорог государственного значения. Для выполнения этого плана государство выделяет более 90 млрд грн. Но для масштабирования дорожных работ говорят о необходимости усовершенствования законодательства. 

“У нас уже есть некоторые инициативы, которые нужны для развития этой программы (Большого строительства - ред.). Во-первых, либерализация ценообразования. Этот законопроект №2234 готов и проходит рассмотрение в комитете. Второе - необходимо упрощение разрешительных процедур. Законопроект №2680 уже прошел первое чтение и готовится к работе в комитете. Третье - законопроект №2698, который касается контроля за качеством материалов в дорожном строительстве”, - говорит Елена Шуляк, нардеп, глава межфракционного объединения "За Большое строительство". 

В дальнейших планах - разрешение на использование инновационных технологий, ведение системы мониторинга за состояние дорог, а также введение платы за проезд грузовиков.

05

Планы на будущее

Уже сейчас "Укравтодор" проектирует дороги на следующий год. "Мы планируем уже на следующий год, чтобы не было ситуации, как в этом году, когда мы в течении года и проектируем, и ведем торги, и строим", - говорит Кубраков. Сейчас заключено договоров почти на 107 млрд грн - с прицелом на 2021 год. Если перевести в километры - это почти 5200 км дорог. Дополнительно разрабатывается документация еще на 1300 км и ведутся торги.

30

На следующий год по дорогам государственного значения планируется достигнуть отметки в 7 тыс. км, а за 3-4 года полностью их обновить. Однако, во многом это будет зависеть от экономической ситуации в стране. Также планируется продолжить программу обновления мостов. Общий бюджет - 28,7 млрд грн на 5 лет. В 2020 году обновляют, вводят в эксплуатацию, а в некоторых случая строят с нуля 100 сооружений. В следующем году планируется, что и на дорогах местного значения количество отремонтированных мостов увеличится в разы.

Читайте также Что в работе: Топ-10 дорожных проектов в Украине в первом полугодии 2020 года