О коррупции
Коррупция – это раковая опухоль, которая разъедает "Укрзализныцю" изнутри, разрушает стабильную деятельность компании и наши отношения с клиентами. Мы хотим уменьшить коррупцию на 90%.
О комфорте пассажиров
Первое, что мы хотим сделать – улучшить чистоту пассажирских вагонов. За это будет отвечать член правления Иренеуш Василевски. С точки зрения бизнес-эффективности, это не столь важно, но для имиджа "Укрзализныци" это значит много. Общество воспринимает нас сквозь призму качества, сервиса и подхода к пассажирам.
Особое внимание будем уделять кондиционированию вагонов в летнее время. Сейчас вагоны перед подачей на станцию стоят в депо на солнце и нагреваются, а кондиционеры отключаются при температуре 45 градусов. Поэтому кондиционер не начинает работать, пока поезд не проедет определенное расстояние. Вчера мы приняли решение о запуске небольшого инвестиционного проекта. В его рамках во всех депо мы установим специальные точки питания с напряжением 380 В, чтобы перед отправкой пассажирские вагоны можно было охладить летом или обогреть зимой. Этот проект рассчитан на 2 года.
О доходах
Финансовая стабильность – цель каждого правления. Мы хотим достичь 300-500 млн долларов дополнительного финансового результата в течение ближайших 2-3 лет. Мы создаем новую систему использования наших коммерческих площадей. Вокзалы будут коммерциализироваться, часть площадей будет отдана под рекламу. Потенциально это большой источник дохода, поскольку "Укрзализныця" является крупнейшей компанией в Украине, во многих городах наши вокзалы расположены в центре. Сейчас на этом зарабатывают посторонние компании.
О UZ Cargo International
Создадим грузовой филиал – UZ Cargo International, который будет иметь два подразделения: "запад" и "восток". Первое будет курировать нашу деятельность в Западной Европе. Мы планируем распространить экспедиторские услуги на соседние страны, будем получать лицензии для перевозок в западном направлении. "Восточное" подразделение сосредоточится на сотрудничестве с Грузией, Азербайджаном, Турцией, Ираном. Мы должны использовать паромы, которые у нас есть, для перевозок на Черном море.
О зарплатах железнодорожников
В области рекрутинга нам нужно внедрить эффективную систему подбора сотрудников, оценки персонала, новую систему мотивации и оплаты труда. Сейчас на ключевых должностях в "Укрзализныце" работают люди, которые зарабатывают немного, но отвечают за большие деньги. Это нездоровая система, которая генерирует коррупционные искушения и блокирует возможность для привлечения опытных менеджеров. Думаю, в течение ближайших двух месяцев нам удастся изменить эту систему.
О тендерах
Наш закупочный филиал далек от идеала. Мы уже определили главные проблемы: они находятся на уровне разработки условий закупки, технических требований и на уровне самой процедуры. Очень часто "Укрзализныця" покупала ненужные вещи, а нужные не покупала. Эта проблема обострялась в течение последних двух лет. До конца года мы подготовим новые нормы, по которым будут проводиться закупки. Мы очень хотим, чтобы тендеры проходили в нормальной конкурентной борьбе, а цены для "Укрзализныци" были рыночными.
О билетах
Мы узнали, что существует вторичный рынок продажи ж/д билетов. Мы хотим ликвидировать спекуляцию билетами. Вчера правление приняло решение об отмене бронирования билетов для коммерческих клиентов. Часто это использовалось для разных коррупционных схем. Мы хотим обеспечивать места в поездах только для государственных учреждений, как это происходит в нормальных странах.
Мы хотим разработать мобильное приложение для смартфонов с возможностью покупки билетов. Это цель на текущий год. Возможно, технически не удастся реализовать это в полной мере, но такие приложения будут запущены уже в этом году. Будем развивать сеть терминалов самообслуживания для продажи.
О ремонте и модернизации
Мое основное задание – увеличение доступности подвижного состава. Это будет заключаться в изменении системы содержания – она станет более эластичной, по сравнению с той, которая существует сегодня. Срок между ремонтами подвижного состава должен увеличиться и будет определяться в зависимости от пробега. Мы будем проводить больше осмотров, что позволит нам сэкономить на капитальных ремонтах. Эти средства будем вкладывать в модернизацию пассажирских и постройку новых грузовых вагонов.
Мы будет отходить от ремонтов тех локомотивов, которые уже исчерпали свой ресурс. А другие локомотивы будем модернизировать, но таким образом, чтобы был понятен период окупаемости. Опыт Польши показывает, что нельзя модернизировать локомотивы малыми сериями. Мы будет делать это организованно - большими тендерами и так, чтобы полностью вся серия была модернизирована, а не отдельные экземпляры.
О производстве вагонов
В этом году мы начнем производить грузовые вагоны на базе собственных производственных мощностей и увеличим количество модернизированных пассажирских вагонов. Сейчас у нас есть несколько десятков локомотивных депо и практически 100 вагонных депо. Мы хотим сократить их количество и сделать специализацию по типам подвижного состава. Мы хотим начать максимально использовать нашу техническую базу – 24 часа в сутки это оптимальный подход, который поможет снизить расходы.
Об оптимизации
Мы не можем инвестировать в два-три локомотива разных производителей. Нужно чтобы была максимально длинная серия и чтобы мы были уверенны, что мы будем ее использовать ближайшие годы. И что касается пассажирского подвижного состава остается открытым вопрос – электрички или вагоны со спальными местами. Излишний подвижной состав нужно отобрать и не инвестировать в него. Мы видим большой потенциал в использовании запчастей такого подвижного состава для ремонтов, благодаря этому мы максимально ограничим расходы на ремонт.
Об автоматическом распределении вагонов
До конца года мы разработаем пилотную программу, которая касается автоматического распределения вагонов. Мы исключим человеческий фактор в принятии решения, куда будет идти вагон. Мы должны создать центр транспортной логистики, который будет собственником всех вагонов, чтобы наша вертикаль решала, куда едет вагон. Суть системы заключается в том, чтобы в одних руках сосредоточить и вагоны и решение, куда он должен идти, но только в автоматическом режиме. Если все пройдет успешно, мы распространим этот пилот на весь вагонный парк. Планируем, что с середины 2017 г. система полностью заработает.
Об увеличении количества вагонов
Если на автоматическую систему распределения вагонов наложить еще и увеличение их количества – надеюсь, что работа железной дороги станет комфортной для клиентов. На сегодняшний день нехватка вагонов в день составляет около 3 тыс. – это очень много. За счет средств ЕБРР мы хотим купить 3 тыс. вагонов, плюс возобновим свое производство на наших предприятиях. Чтобы пользователи относились более бережно к вагонам, мы хотим сделать изменения в тарифе. Если вагон уничтожают, то нужно увеличить тариф.
О реструктуризации долга
Мы считаем что тот тариф, который мы утвердили – это была правильная идея потому что до конца года это даст нам 4,1 млрд грн. Это необходимо для нашего текущего финансирования,потому что одна из важных задач для УЗ сегодня –это реструктуризация кредитов. На сегодня этот процесс идет. Из 20 млрд грн, которые подлежали реструктуризации, мы надеемся до сентября будет реструктуризированы еще 5 млрд грн. Останеутся только те 4 млрд, которые связанны так или иначе, с Донецкой дорогой, и этот вопрос нужно решать отдельно.
О создании ERP-системы
Вторая крупная задача, которая стоит перед нами – это создание отчетности на базе ERP-системы. Мы понимаем масштабы этой задачи и сейчас находимся в самом начале этой задачи и открыты к диалогам с представителями разных компаний.
О деньгах УЗ
Средства, о которых недавно говорил министр (около 7 млрд грн, аккумулированы на счетах. – ЦТС) сконцентрированы, в основном, на счетах Ощадбанка. Это наш основной банк на сегодня. В начале года, обсуждая этот вопрос ,мы однозначно выбрали для себя банки, которые дают наибольшую надежность. На сегодня Ощадбанк вполне удовлетворяет наши потребности. Я буду убеждать коллег значительную часть этих денег использовать на реструктуризацию кредита, потому что эта проблема одна из первых, которая нуждается в решении.