01

О работе в сложной экономической ситуации

Постоянно меняющийся курс валют - это серьезный риск для любого бизнеса. И нынешнее экономическое положение в Турции - это вызов для нашего финансового отдела.

Большая часть оборота Turkish Airlines зависит от валютных поступлений. В последние месяцы в Турции были очень большие изменения валютного курса. И, конечно, справиться с ними был большой вызов.

В бизнесе, как в жизни, решения надо принимать заранее, ведь если знаешь, что будет дождь, ты должен к нему подготовиться, ведь когда он пойдет, будет поздно иcкать решение.

Чтобы защитить себя от прыжков валютного курса мы как глобальная компания держим свои средства в разных валютах. Такая валютная дифференциация помогает защитить компанию от курсовых рисков.

02

О планировании

Не могу сказать, что все наши направления прибыльные, но сделать их таковыми - это задача компании. Для этого наша команда операционного планирования работает очень много - обычно они подбирают правильные направления, время слотов и компоновку самолетов. И когда эти 3 фактора правильно спланированы, маршрут бывает прибыльным.

Этот год для нас рекордно успешный. За 6 месяцев мы достигли среднюю загрузку 80,4% - самый высокий показатель за всю историю компании.

Не так просто открыть новый маршрут, нельзя в один день придумать - завтра летим в новый аэропорт и полетели. Сначала надо провести огромную подготовительную работу, которая начинается с изучения рынка и спроса на конкретном направлении, как его открытие скажется на других рейсах и в целом на всей маршрутной сети. Когда аналитики придут к мнению, что такое открытие целесообразно, начинается второй этап - надо убедить правление - девятерых его членов очень нелегко уговорить на новый рискованный проект. Но и уговорив их, нужно убедить еще и акционеров. Что тоже нелегко. Мы публичная компания, 51% наших акций котируются на бирже, поэтому мы должны быть открытыми, предсказуемыми и понятными.

03

О расширении флота

Если у вас нет подходящего флота, самолетов подходящей конфигурации, трудно принимать правильные решения и быть успешными.

Строя глобальную авиакомпанию, мы ориентируемся на то место, которое занимает, например, Формула 1 в мире спорта - королевское! Надо принять правильное решение и двигаться быстро.

У нас самый большой в мире разлет полетов. Мы летаем из нашего хаба по 255 направлениям за рубеж и 49 - внутри Турции. Ни одна авиакомпания в мире не может предложить ничего подобного.

В этом году в Турцию прибудет свыше 40 миллионов иностранных туристов, 75% из них прилетят на наших самолетах. Их количество ежегодно растет, и нам нужно больше самолетов. Мы это очень остро сейчас чувствуем и постоянно проводим переговоры с производителями о закупке новых воздушных судов.

Сейчас у нас есть агрессивная стратегия развития полетов на Boeing 787. Шесть таких самолетов мы получим в течении 3 ближайших месяцев. Boeing 787-900 - это просто великий самолет с особой конфигурацией. И Airbus A350 - это тоже великий самолет!

К сожалению, у нас был ужасный 2016 год, и поэтому нам пришлось отложить планы по получению этих лайнеров на несколько лет. Но сейчас мы очень быстро это наверстаем. В ближайшие годы получим 165 новых узкофюзеляжных самолетов (Boeing 737MAX и Airbus A321neo) и 60 широкофюзеляжных дальнемагистральных Boeing 787-900 и Airbus A350. Вскоре мы нарастим парк до 400 воздушных судов.

04

О пассажирах

Мы делаем пассажира счастливым. В этом мы успешны. Меняются ожидания пассажиров. Ты должен быть к этому готов, ты должен быть гибким. Ну а если конкуренты выбирают другой путь, то этим они лишь облегчают нам наш.

В прошлом году наша компания перевезла 68,5 млн пассажиров. В этом будет еще больше - не менее 75 млн человек. Очень большую часть наших клиентов составляют корпоративные пассажиры, летящие по рабочим делам. Поэтому мы уделяем особое внимание такой категории пассажиров.

Сейчас у нас стоит задача во всех своих самолетах на всех направлениях предоставлять пассажирами Wi-Fi. В ближайшем будущем пассажиры бизнес-класса получат кресла нового поколения, специально разработанные для нашей авиакомпании. Они будут еще значительно удобнее. Мы оборудуем их новой системой развлечений с искусственным интеллектом, которым можно будет управлять без пульта, просто отдавая задания голосом, в том числе, на управление своим бронированием. Сейчас идет разработка новых экранов для бизнес-класса с эффектом 3D.  

05

О новом аэропорте Стамбула

Новый аэропорт Стамбула должен сыграть ключевую роль в дальнейшем развитии нашего сервиса. Это будет современный, очень удобный комплекс. У нас здесь будут новые просторные бизнес-залы, большое количество стоек эксклюзивного обслуживания - при регистрации, проверках. Очень большое внимание мы уделим питанию - нашим пассажирам будет предложена новая кухня, в которой будет еще большие турецких акцентов. В частности, наши пассажиры просили турецкую еду, чай, кофе.

В новом аэропорту Стамбула пассажиры все время будут в одном терминале - прилетев любым рейсом, пассажир на любой следующий рейс при пересадке попадет, не выходя на улицу.

У нас будет несколько эксклюзивных бизнес-залов, среди них - музей современного искусства. Что позволит приятно и полезно провести время, ожидая полеты. Будет зал современных технологий, где можно будет в виртуальной реальности наблюдать за прекрасными местами из разных уголков нашей планеты. Будет специальный бизнес-зал для пассажиров с детьми, что сделает счастливыми не только детей, но и их родителей. Мы перенесем в новый аэропорт все лучшее из теперешнего бизнес-зала в аэропорту Ататюрка и значительно улучшим и увеличим сервис и его количество.

06

О переезде в новый аэропорт

Переезд в новый аэропорт Стамбула будет крупнейшим подобным проектом в мировой истории авиации. В будущем о нем точно снимут фильмы и все причастные будут рассказывать об этом сумасшедшем проекте детям. Ничего подобного еще не было нигде. Такой быстрый и масштабный переезд вряд ли можно даже примерно с чем-то сравнить.

Сейчас идет очень активная подготовительная работа к нему. Пассажирам нет повода для беспокойства - все пройдет гладко и быстро.

07

О хабовой модели

Наша долгосрочная стратегия построена на развитии полетов через наш центральный аэропорт. Ни один другой аэропорт в мире не связан прямыми полетами с таким количеством стран и городов, как аэропорт Ататюрка. Сейчас мы выполняем отсюда рейсы по 49 внутренним направлениям и 255 международным. В новом аэропорту мы сможем предложить еще больше.

В тоже время, в отличие от других авиакомпаний, например, из Персидского залива, мы летаем не только в центральные хабовые аэропорты. Наравне с рейсами в них, мы очень активно развиваем полеты во второстепенные города. Мы связываем их с миром, давая возможность быстро и удобно добраться до места назначения. Мы и дальше будем развиваться так. 

08

О грузовых перевозках

На 25% вырос грузопоток (в тоннах) и на 30% вырос оборот грузоперевозок в денежном исчислении на рейсах Turkish Airlines. Наша дочерняя авиакомпания Turkish Cargo - самая быстрорастущая грузовая авиакомпания в мире, и наша цель в этом году войти в пятерку крупнейших грузовых авиакомпаний в мире.

Мы развиваемся благодаря близости к клиенту, пунктуальности и надежности. Именно мы чаше всего везем самые дорогие грузы.

Возможности нового аэропорта Стамбула позволят на первом этапе обслуживать 2 млн тонн в год, и в течение 5 лет мы вырастем еще на 2 млн тонн. После этого Turkish Cargo войдет в тройку крупнейших в мире грузовых авиакомпаний. Это будет достигнуто очень быстро.

09

О личном опыте

Я пришел в компанию в 2015 году. Это был год рекордного роста. Но потом случился ужасный 2016-й, когда из-за экономических и политических обстоятельств мы пережили очень трудный год кризиса.

Тут и пригодился мой финансовый опыт. Финансовая дисциплина стала главной задачей подразделений авиакомпании. Мы очень сильно ее ужесточили и это нам очень сильно помогло пережить нелегкое время, и с новыми силами развиваться еще сильнее и быстрей.

Сейчас я управляю не только авиакомпанией, но и проектом самого крупнейшего переезда в авиационной истории. И поверьте мне, он в надежных руках - все пройдет, как запланировано.

10

О персонале авиакомпании

Самый главный капитал любого бренда - человеческий ресурс, нет ничего более важного, чем твои сотрудники. Если вся команда будет лояльна и будет работать ради одной цели, то и в самый тяжелый период твои сотрудники станут плечом к плечу и вместе вы сможете пройти любые испытания. Опыт 2016 года показал, что мы имеем лояльный и сплоченный персонал, который работает вместе с акционерами ради нашего пассажира и, в конце концов, бренда. И мы все время ищем новые звезды среди работников, чтобы вырастить из них лидеров нашей команды.

11

Об управлении пилотами

Они неуправляемые, это просто невозможно! Как можно управлять дефицитом? По данным исследования Boeing, в ближайшие 5 лет рынку будет не хватать 255 тысяч пилотов, особенно в Азиатском регионе.

У нас есть своя стратегия, как с этим справиться. Мы очень много инвестируем в подготовку пилотов, у нас есть своя школа подготовки пилотов. Мы инвестируем в увеличение ее производственных возможностей. Это во многом человеческий фактор, и я очень благодарен активистам пилотского сообщества, отдающим этому свое время и усилия.

Мы также сотрудничаем и с иностранными учебными заведениями и принимаем на работу иностранных пилотов. В ближайшие годы до 20% пилотов на наших рейсах составят иностранцы, но минимум 70-80% будут все же местные турецкие пилоты.

Читайте также Майкл О'Лири: "Вижу для Ryanair в Украине потенциально 16 миллионов пассажиров в год"