О работе в сложной экономической ситуации
Постоянно меняющийся курс валют - это серьезный риск для любого бизнеса. И нынешнее экономическое положение в Турции - это вызов для нашего финансового отдела.
Большая часть оборота Turkish Airlines зависит от валютных поступлений. В последние месяцы в Турции были очень большие изменения валютного курса. И, конечно, справиться с ними был большой вызов.
В бизнесе, как в жизни, решения надо принимать заранее, ведь если знаешь, что будет дождь, ты должен к нему подготовиться, ведь когда он пойдет, будет поздно иcкать решение.
Чтобы защитить себя от прыжков валютного курса мы как глобальная компания держим свои средства в разных валютах. Такая валютная дифференциация помогает защитить компанию от курсовых рисков.
О планировании
Не могу сказать, что все наши направления прибыльные, но сделать их таковыми - это задача компании. Для этого наша команда операционного планирования работает очень много - обычно они подбирают правильные направления, время слотов и компоновку самолетов. И когда эти 3 фактора правильно спланированы, маршрут бывает прибыльным.
Этот год для нас рекордно успешный. За 6 месяцев мы достигли среднюю загрузку 80,4% - самый высокий показатель за всю историю компании.
Не так просто открыть новый маршрут, нельзя в один день придумать - завтра летим в новый аэропорт и полетели. Сначала надо провести огромную подготовительную работу, которая начинается с изучения рынка и спроса на конкретном направлении, как его открытие скажется на других рейсах и в целом на всей маршрутной сети. Когда аналитики придут к мнению, что такое открытие целесообразно, начинается второй этап - надо убедить правление - девятерых его членов очень нелегко уговорить на новый рискованный проект. Но и уговорив их, нужно убедить еще и акционеров. Что тоже нелегко. Мы публичная компания, 51% наших акций котируются на бирже, поэтому мы должны быть открытыми, предсказуемыми и понятными.
О расширении флота
Если у вас нет подходящего флота, самолетов подходящей конфигурации, трудно принимать правильные решения и быть успешными.
Строя глобальную авиакомпанию, мы ориентируемся на то место, которое занимает, например, Формула 1 в мире спорта - королевское! Надо принять правильное решение и двигаться быстро.
У нас самый большой в мире разлет полетов. Мы летаем из нашего хаба по 255 направлениям за рубеж и 49 - внутри Турции. Ни одна авиакомпания в мире не может предложить ничего подобного.
В этом году в Турцию прибудет свыше 40 миллионов иностранных туристов, 75% из них прилетят на наших самолетах. Их количество ежегодно растет, и нам нужно больше самолетов. Мы это очень остро сейчас чувствуем и постоянно проводим переговоры с производителями о закупке новых воздушных судов.
Сейчас у нас есть агрессивная стратегия развития полетов на Boeing 787. Шесть таких самолетов мы получим в течении 3 ближайших месяцев. Boeing 787-900 - это просто великий самолет с особой конфигурацией. И Airbus A350 - это тоже великий самолет!
К сожалению, у нас был ужасный 2016 год, и поэтому нам пришлось отложить планы по получению этих лайнеров на несколько лет. Но сейчас мы очень быстро это наверстаем. В ближайшие годы получим 165 новых узкофюзеляжных самолетов (Boeing 737MAX и Airbus A321neo) и 60 широкофюзеляжных дальнемагистральных Boeing 787-900 и Airbus A350. Вскоре мы нарастим парк до 400 воздушных судов.
О пассажирах
Мы делаем пассажира счастливым. В этом мы успешны. Меняются ожидания пассажиров. Ты должен быть к этому готов, ты должен быть гибким. Ну а если конкуренты выбирают другой путь, то этим они лишь облегчают нам наш.
В прошлом году наша компания перевезла 68,5 млн пассажиров. В этом будет еще больше - не менее 75 млн человек. Очень большую часть наших клиентов составляют корпоративные пассажиры, летящие по рабочим делам. Поэтому мы уделяем особое внимание такой категории пассажиров.
Сейчас у нас стоит задача во всех своих самолетах на всех направлениях предоставлять пассажирами Wi-Fi. В ближайшем будущем пассажиры бизнес-класса получат кресла нового поколения, специально разработанные для нашей авиакомпании. Они будут еще значительно удобнее. Мы оборудуем их новой системой развлечений с искусственным интеллектом, которым можно будет управлять без пульта, просто отдавая задания голосом, в том числе, на управление своим бронированием. Сейчас идет разработка новых экранов для бизнес-класса с эффектом 3D.
О новом аэропорте Стамбула
Новый аэропорт Стамбула должен сыграть ключевую роль в дальнейшем развитии нашего сервиса. Это будет современный, очень удобный комплекс. У нас здесь будут новые просторные бизнес-залы, большое количество стоек эксклюзивного обслуживания - при регистрации, проверках. Очень большое внимание мы уделим питанию - нашим пассажирам будет предложена новая кухня, в которой будет еще большие турецких акцентов. В частности, наши пассажиры просили турецкую еду, чай, кофе.
В новом аэропорту Стамбула пассажиры все время будут в одном терминале - прилетев любым рейсом, пассажир на любой следующий рейс при пересадке попадет, не выходя на улицу.
У нас будет несколько эксклюзивных бизнес-залов, среди них - музей современного искусства. Что позволит приятно и полезно провести время, ожидая полеты. Будет зал современных технологий, где можно будет в виртуальной реальности наблюдать за прекрасными местами из разных уголков нашей планеты. Будет специальный бизнес-зал для пассажиров с детьми, что сделает счастливыми не только детей, но и их родителей. Мы перенесем в новый аэропорт все лучшее из теперешнего бизнес-зала в аэропорту Ататюрка и значительно улучшим и увеличим сервис и его количество.
О переезде в новый аэропорт
Переезд в новый аэропорт Стамбула будет крупнейшим подобным проектом в мировой истории авиации. В будущем о нем точно снимут фильмы и все причастные будут рассказывать об этом сумасшедшем проекте детям. Ничего подобного еще не было нигде. Такой быстрый и масштабный переезд вряд ли можно даже примерно с чем-то сравнить.
Сейчас идет очень активная подготовительная работа к нему. Пассажирам нет повода для беспокойства - все пройдет гладко и быстро.
О хабовой модели
Наша долгосрочная стратегия построена на развитии полетов через наш центральный аэропорт. Ни один другой аэропорт в мире не связан прямыми полетами с таким количеством стран и городов, как аэропорт Ататюрка. Сейчас мы выполняем отсюда рейсы по 49 внутренним направлениям и 255 международным. В новом аэропорту мы сможем предложить еще больше.
В тоже время, в отличие от других авиакомпаний, например, из Персидского залива, мы летаем не только в центральные хабовые аэропорты. Наравне с рейсами в них, мы очень активно развиваем полеты во второстепенные города. Мы связываем их с миром, давая возможность быстро и удобно добраться до места назначения. Мы и дальше будем развиваться так.
О грузовых перевозках
На 25% вырос грузопоток (в тоннах) и на 30% вырос оборот грузоперевозок в денежном исчислении на рейсах Turkish Airlines. Наша дочерняя авиакомпания Turkish Cargo - самая быстрорастущая грузовая авиакомпания в мире, и наша цель в этом году войти в пятерку крупнейших грузовых авиакомпаний в мире.
Мы развиваемся благодаря близости к клиенту, пунктуальности и надежности. Именно мы чаше всего везем самые дорогие грузы.
Возможности нового аэропорта Стамбула позволят на первом этапе обслуживать 2 млн тонн в год, и в течение 5 лет мы вырастем еще на 2 млн тонн. После этого Turkish Cargo войдет в тройку крупнейших в мире грузовых авиакомпаний. Это будет достигнуто очень быстро.
О личном опыте
Я пришел в компанию в 2015 году. Это был год рекордного роста. Но потом случился ужасный 2016-й, когда из-за экономических и политических обстоятельств мы пережили очень трудный год кризиса.
Тут и пригодился мой финансовый опыт. Финансовая дисциплина стала главной задачей подразделений авиакомпании. Мы очень сильно ее ужесточили и это нам очень сильно помогло пережить нелегкое время, и с новыми силами развиваться еще сильнее и быстрей.
Сейчас я управляю не только авиакомпанией, но и проектом самого крупнейшего переезда в авиационной истории. И поверьте мне, он в надежных руках - все пройдет, как запланировано.
О персонале авиакомпании
Самый главный капитал любого бренда - человеческий ресурс, нет ничего более важного, чем твои сотрудники. Если вся команда будет лояльна и будет работать ради одной цели, то и в самый тяжелый период твои сотрудники станут плечом к плечу и вместе вы сможете пройти любые испытания. Опыт 2016 года показал, что мы имеем лояльный и сплоченный персонал, который работает вместе с акционерами ради нашего пассажира и, в конце концов, бренда. И мы все время ищем новые звезды среди работников, чтобы вырастить из них лидеров нашей команды.
Об управлении пилотами
Они неуправляемые, это просто невозможно! Как можно управлять дефицитом? По данным исследования Boeing, в ближайшие 5 лет рынку будет не хватать 255 тысяч пилотов, особенно в Азиатском регионе.
У нас есть своя стратегия, как с этим справиться. Мы очень много инвестируем в подготовку пилотов, у нас есть своя школа подготовки пилотов. Мы инвестируем в увеличение ее производственных возможностей. Это во многом человеческий фактор, и я очень благодарен активистам пилотского сообщества, отдающим этому свое время и усилия.
Мы также сотрудничаем и с иностранными учебными заведениями и принимаем на работу иностранных пилотов. В ближайшие годы до 20% пилотов на наших рейсах составят иностранцы, но минимум 70-80% будут все же местные турецкие пилоты.
Читайте также Майкл О'Лири: "Вижу для Ryanair в Украине потенциально 16 миллионов пассажиров в год"