01

Зачем Грузии глубоководный порт

Проект Анаклия задумывался как комплексный, поэтому причин для его строительства тоже несколько. Во-первых, после Революции роз в Грузии началось масштабное реформирование экономики, проводилась активная работа по привлечению иностранных инвестиций. Для этого стране был нужен имиджевый проект. Город-порт Анаклия/Лазика должен был стать одним из них. К тому же, местность, где планируется соорудить порт, находится в непосредственной близости от границы с самопровозглашенной Абхазией. Михаилу Саакашвили нужно было создать новый успешный город с динамичным портом, чтобы "привлечь в Грузию абхазов". При этом проект задумывался для сдерживания России и как конкурент Новороссийску. "Этот порт [Анаклия] – защита от русских. Мы должны сдерживать Россию портами и городами", – заявлял несколько лет назад Саакашвили.

Во-вторых, порт Анаклия задумывался как современный глубоководный порт, которому нет аналогов в Грузии, да и конкурентов в Черноморском регионе не так много. Новый порт мог привлечь транзитные грузы, в результате Грузия могла стать участником Нового шелкового пути из Китая в Европу и повысить свой статус как транзитного государства. Создание порта должно было подстегнуть развитие транспортных коридоров на Кавказе и в Черноморском регионе. Да и для самой Грузии, особенно для региона Самгрело, новый город-порт мог стать ключевым стимулом развития.

Строительство глубоководного порта, считает экономический эксперт и бывший президент Нацбанка Грузии Роман Гоциридзе, задумывалось с учетом важных военно-политических событий в Азии. Речь идет о выводе американских войск из Афганистана. "Благодаря новому порту Грузия могла получить много грузов из Азии, особенно американские военные грузы из Афганистана. К сожалению, мы потеряли три года", – заявил эксперт в комментарии порталу ЦТС. Подобную точку зрения на днях озвучил и сам Михаил Саакашвили. "Большая часть стартовых преимуществ этого большого проекта утеряна. Я хотел его открыть к пику вывода войск и техники из Афганистана, чтобы забрать военные грузы, которые традиционно являются самыми прибыльными и в свое время привели к быстрому развитию Сингапурского порта", – отметил экс-президент в комментарии изданию "Грузия Online".

02

В чем особенность порта Анаклия

Порт Анаклия станет самой глубоководной гаванью Грузии, его глубина будет достигать 20,5 м. В действующих портах этот показатель гораздо меньше: в Батуми – 14 м, в Поти – 8,5 м. Новый порт займет площадь в 400 га и будет способен принимать суда класса "Панамакс" и "Постпанамакс". В Анаклие будет сооружены 32 причала длиной 12,3 км. Пропускная способность порта будет достигать 100 млн тонн грузов в год. Более детальных описаний проекта пока нет. Отметим, что российский Новороссийск переваливает ежегодно порядка 120 млн тонн грузов, глубины порта достигают 24 м на нефтетерминале и 14 м на других терминалах.

Кроме строительства порта, проект Анаклия предполагает и создание свободной индустриальной зоны на прилегающей территории площадью в 600 га. В отличие от планов Михаила Саакашвили, сейчас возведение города не является задачей проекта, только порт и прилегающая территория.

Финансовая составляющая является спорным моментом проекта. Ранее Теймураз Карчава озвучивал цифру в 5,5 млрд долларов. Эти деньги бизнесмен намеревался привлечь у инвесторов из Южной Кореи и США. Сейчас сумма необходимых инвестиций изменилась вместе с корректировкой проекта. Предполагается, что строительство порта обойдется инвестору в 2,5 млрд долларов, правительство Грузии обязалось вложить в проект 100 млн долларов.

03

Почему строительство порта затянулось на несколько лет

О разработке проекта заговорили еще в конце 2009 года, а строительство только началось в сентябре 2012 года. Была проведена торжественна церемония, стартовали подготовительные работы, но дальше дело не сдвинулось. Прошло более трех лет, и только сейчас правительство Грузии определило консорциум, который займется реализацией проекта. То есть несколько лет проект не имел надлежащего инвестора.

Вначале разработкой порта Анаклия занималась компания Теймураза Карчавы – ООО "Анаклия-порт". Она вела переговоры о привлечении инвесторов из разных стран (ОАЭ, Сингапур, Иран и другие). Компания не смогла найти необходимые инвестиции. К тому же, между ООО "Анаклия-порт" и правительством Грузии возник земельный спор. В результате земля была возвращена в собственность государства.

"С изменением политической власти началась ревизия многих инфраструктурных проектов, в том числе и Лазики. Но впоследствии новое правительство вернулось к этой идее", – сообщил порталу ЦТС экономический эксперт Роман Гоциридзе. Сейчас инвестор найден, однако некая неопределенность сохраняется. Начало строительства запланировано на конец этого года. "Я не думаю, что это возможно, потому что не все детали контракта уточнены. Сам контракт еще не подписан. Я думаю, что строительство начнется в начале 2017 года", – считает Роман Гоциридзе.

Среди других причин затягивания строительства порта можно назвать изъяны самого проекта. Во-первых, непосредственная близость к Абхазии в той или иной мере отпугивает инвесторов. Ряд экспертов считают цифры, заложенные в проект, необоснованными. Экономический эксперт Гия Хухашвили утверждает, что грузооборот в 100 млн тонн возможен только в долгосрочной перспективе из-за ограниченной пропускной способности железных дорог. "Грузы в порты попадают в основном по железной дороге. Возможности железнодорожного грузооборота ограничены, к тому же не только в Грузии, но и в Азербайджане. Средний объем железнодорожных перевозок между Грузией и Азербайджаном не превышает 30 млн тонн. Когда говорят о 100 миллионах тонн, это очень далекая перспектива", – считает Хухашвили.

04

Почему тендер на строительство выиграл американо-грузинский консорциум

В августе 2014 года Министерство экономики Грузии объявило тендер на строительство порта Анаклия. Заявки на участие подали 12 компаний, в том числе и несколько консорциумов. Из них были отобраны семи участников, впоследствии список претендентов сократился до двух. Первый консорциум назывался Anaklia IEP Holding. Его основателем и главой был Теймураз Карчава. Членами объединения стали британская компания British Eco Power, а также китайские China Power и Citic Group. Второй консорциум – Anaklia Development Consortium – состоит из американской компаний Conti International и грузинской TBC Holding. Партнерами консорциума стали ведущий разработчик портовых проектов Moffatt & Nichol и ведущий консультант в портовой и морской сфере Maritime & Transport Business Solutions из Нидерландов. Его возглавил грузинский бизнесмен Мамука Хазарадзе.

Долгое время фаворитом считался грузино-китайский консорциум. Но результаты тендера показали противоположное. "Мы смогли представить лучшее предложение с точки зрения развития этого порта и его свободной индустриальной зоны", – уверенно заявил Мамука Хазарадзе после оглашения результата.

Вместе с тем, поражение китайцев вызвало некоторое удивление. Наилучшим объяснением такому действию правительству может служить личность Теймураза Карчавы. Именно так считает эксперт Романа Гоциридзе. "Китайские инвесторы проиграли, потому что они выбрали местного партнера с сомнительной репутации – Теймураза Карчаву. Да, это бизнесмен грузинского происхождения, проживает в Англии, но судимый в России. "Привлекательность" этого партнера для китайской стороны заключалась в том, что он якобы выкупил всю территорию будущей Анаклии, но затем она была возвращена в собственность государства в соответствии с законодательством", – отметил он.

05

Какова судьба других портов Грузии после открытия Анаклии

Консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев утверждает, что глубоководный порт в Восточном Причерноморье востребован. Что касается самой Грузии, то ей явно не хватает мощностей для обработки сухих грузов. "Мощности грузинских портов составляют около 40 млн тонн, при этом 60% – это наливные кэптивные терминалы, еще 25% – это порт Поти, специализирующийся на перевалке контейнеров и принадлежащий контейнерной компании APM Terminals. Таким образом, в Грузии мощности коммерческих терминалов, специализирующиеся на обработке сухих неконтейнеризированных грузов, не превышают 6 млн тонн. Их загрузка не опускается ниже 80%, что говорит о востребованности. К тому же, в регионе нет глубоководных портов. Ближайшие – Новороссийск (РФ) и Трабзон (Турция) – расположены достаточно удаленно и имеют высокий уровень загрузки. Все это указывает на то, что глубоководные портовые мощности могут быть востребованы в регионе. Другое дело, что оценить объем переваливаемых грузов достаточно сложно", – считает эксперт.

Схожего мнения придерживается и Роман Гоциридзе. По словам эксперта, Анаклия и действующие порты Грузии будут иметь разную специфику деятельности: они способны принимать разные типы судов и направлены на обработку разных грузов. Анаклия сможет обслуживать больший спектр грузов, нежели другие порты страны. "Конкуренция маловероятна, да и то только в первые годы деятельности порта. Анаклия ориентирована на другие грузы. Порты Поти и Батуми имеют свою специфику – контейнеры и нефть. Если говорить о конкуренции, то, например, порту Батуми нужно всерьез опасаться строительства железной дороги Тбилиси – Карс в Турцию. Этот маршрут возьмет на себя часть грузов, которые идут сейчас через Батуми", – отметил эксперт.

06

Какие страны выиграют от создания порта Анаклия

Изначально порт Анаклия задумывался как транзитный. Эксперты солидарны, что он станет важным логистическим центром в контексте развития новых транспортных маршрутов. По мнению Романа Гоциридзе, особо заинтересованы в проекте азиатские страны, особенно Китай, Индия, государства Ближнего Востока. "В контексте развития Нового Шелкового пути этот проект приобретает особую значимость. Да и для Украины он также важен. Недавно был запущен поезд по Транскаспийскому коридору, Грузия и Украина являются его частью. Благодаря Анаклие маршрут получит еще один стимул для развития", – утверждает эксперт.

Консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев солидарен с мнением Романа Гоциридзе, однако делает акцент на Грузии и ее соседях: "Основными поставщиками грузов могут стать Грузия и страны-соседи, не имеющие выхода к Черному морю – Азербайджан и Армения".

07

Станет ли Анаклия конкурентом для украинских портов

Порт Анаклия неспроста проектировался вблизи Абхазии, поддерживаемой Россией. По мнению тогдашнего президента Грузии Михаила Саакашвили, новый порт должен стать важным элементом в противостоянии России. Вопрос о возможной конкуренции с Украиной даже не возникал. "Порт Анаклия не является конкурентом украинским портам, поскольку расположен в другом регионе Черного моря и через него не могут проходить грузопотоки украинских портов", – считает Андрей Исаев. Более того, в контексте обострения отношений России и Украины может стать точкой взаимодействия между Киевом и Тбилиси. По мнению Романа Гоциридзе, политика России в отношении своих соседей приводит их к отторжению, что вынуждает эти страны искать новые маршруты для перевозки грузов. Поэтому между украинскими портами и Анаклией возможно только партнерство.