Зачем объединяются Siemens и Alstom?
"За последние несколько лет мировой рынок сильно преобразился. Доминирующий игрок в Азии изменил динамику мирового рынка, а диджитализация накладывает свой отпечаток на будущее транспорта. Нам необходимо усилить нашу возможность для конкуренции", – заявил Джо Кэзер, генеральный директор компании Siemens, решившей объединиться с французской Alstom.
Под доминирующим игроком топ-менеджер имел в виду China Railway Rolling Stock Corporation (CRRC). Китайский холдинг является крупнейшим в мире объединением в сфере железнодорожного машиностроения. По данным инвестиционной компании Desjardins Capital Markets, CRRC контролирует почти половину рынка производства подвижного состава, Siemens и Bombardier – по 12% каждый, Alstom – 11%.
В последнее время китайский холдинг начал активную экспансию в Северной Америке и Европе. В ноябре 2016 года CRRC заявила о намерении приобрести 100-процентный пакет чешской вагоностроительной компании Škoda Transportation. Переговоры планировалось завершить этим летом, но, похоже, стороны так и не договорились. Если эта сделка осуществится, то позиции китайцев в Европе, особенно в Центрально-Восточной, значительно усилятся.
Как отразится слияние Siemens и Alstom на мировом рынке вагоностроения?
Объединенная группа станет второй по значимости на мировом рынке вагоностроения и может вступить в серьезную конкуренцию с китайскими производителями. Аналитик исследовательского центра Baader Helvea (входит в состав немецкого банка Baader Bank) Гюнтер Холлфельдер назвал эту сделку "стратегическим шагом". По мнению эксперта, это слияние является подтверждением усиливающейся конкуренции. Насколько изменится расклад сил после завершения сделки, эксперты не берутся прогнозировать.
Кроме Alstom, Siemens также вела переговоры с канадской Bombardier о слиянии с ее базирующимся в Берлине железнодорожным подразделением Bombardier Transportation. О переговорном процессе практически ничего неизвестно, кроме нескольких фактов: Siemens хотела объединиться с Bombardier, чтобы противостоять китайским производителям, офис объединенной группы планировалось сохранить в Берлине. О причинах прекращения переговоров стороны умалчивают. Когда стало известно о слиянии Siemens и Alstom, несколько канадских изданий забили в колокол. Однако эксперты скептически относятся к таким публикациям. По мнению аналитика Камерона Дерксена из National Bank Financial, Bombardier имеет все шансы сохранить свою самостоятельность на рынке. При этом эксперт указывает на то, что в некоторых сегментах могут быть незначительные потери, например, в области производства сигнального оборудования.
Стоит отметить, что подобные слияния в Европе случаются не впервые. Эффективность таких объединений европейские компании уже продемонстрировали на примере создания авиастроительного концерна Airbus. Поэтому некоторые издания уже прозвали новую группу Railbus. "Мы взяли европейскую идею в работу, и вместе с нашими друзьями в Alstom мы создадим нового чемпиона Европы в железнодорожной отрасли. Это обеспечит наших клиентов по всему миру более инновационным и более конкурентным портфелем", – отметил Джо Кэзер. Примечательно, что CRRC была также образована в результате слияния двух крупных производителей поездов Китая – CNR Group и CSR Group.
Как будет происходить слияние?
Новая компания будет образована путем включения в состав Alstom предприятия Siemens Mobility, которое производит рельсовый транспорт и разрабатывает технологии для него. Взамен немецкий концерн получит 50% акций объединенной группы. Процесс слияния Siemens и Alstom должен завершиться к концу 2018 года. В течение четырех лет после завершения сделки Siemens сможет увеличить свою долю до 50,5% акций, а после окончания этого периода сможет приобрести еще 2% акций. В процессе слияния акционеры Alstom получат специальные дивиденды, а французское государство откажется от своей 19,9-процентной доли.
Участники слияния решили не заморачиваться с наименованием новой компании и назвали ее путем объедения своих корпоративных имен - Siemens Alstom. Главный офис объединенной группы будет находиться во Франции, в окрестностях Парижа. При этом в Берлине будет еще один офис для направления, разрабатывающего транспортные решения.
Как будет управляться новая компания?
Компания Siemens Alstom будет управляться советом директоров. В его состав войдут 11 менеджеров, шесть из которых назначит Siemens, один управленец будет генеральным директором, еще четыре будут независимыми. Первым руководителем объединенной компании станет Анри Пупар-Лафарж, нынешний генеральный директор Alstom. Персонал Siemens Alstom будет состоять из 62 300 сотрудников, из них 32 800 – это сотрудники Alstom.
Бизнес объединенной группы представлен в более чем 60 странах мира. Siemens Alstom получит портфель заказов на 61,2 млрд евро. Доход группы составит 15,3 млрд евро, а операционная прибыль – 1,2 млрд евро. Синергетический эффект от слияния компаний оценивается в 470 млн евро. Этот показатель будет достигнут через четыре года после закрытия сделки.