Елена Шуляк, народный депутат, председатель межфракционного объединения "За Большое строительство"
Каждая гривна, которая инвестируется в инфраструктуру страны, привлекает дополнительно 6 гривен в смежные отрасли. За этот год в отрасли было создано 68 тыс. новых рабочих мест, а средняя заработная плата составляла около 30 тыс. грн.
Сегодня много информации в СМИ о том, что деньги из фонда по борьбе с коронавирусом используются для строительства дорог вместо того, чтобы использовать их для поддержки медицины. Когда в марте 2020 года мы создавали этот фонд, то понимали, что они нужны не только для того, чтобы закупать тесты, маски, аппараты, но и для того, чтобы мы, как страна, смогли как можно быстрее справится с последствиями экономического кризиса от пандемии.
Выделение 35 млрд грн на строительство дорог поддержал 331 народный депутат. Когда мы дискутировали в парламенте, то хорошо понимали, что без поддержки экономики невозможно будет бороться, как с самой пандемией, так и с ее экономическими последствиями.
Наталия Шаповал, руководитель KSE Institute (Киевская школа экономики)
Программа "Большое строительство" очень похожа на программу "Новый курс" Франклина Рузвельта, которая внедрялась в США. Когда принимают решение о таких программах, ключевым является мультипликатор инвестиций, то есть, какой эффект на ВВП мы получим от каждой потраченной гривны государственных и частных средств.
В США и других странах этот эффект рассчитывался от 0,4 до 6,2. Этот эффект очень значительный и оправдывает то, зачем нужно делать такие большие инвестиции в инфраструктуру.
Именно во время рецессии политика фискального стимулирования является наиболее эффективной. По оценкам Юрия Городниченко, профессора в университете Беркли, если инвестировать во время роста экономики, то эффект мультипликатора может быть от негативного до очень маленького - 1-2. Если же его делать во время рецессии, то этот эффект может составлять 2-7. В Украине сейчас именно такой период. Экономика страны из-за коронакризиса очень неблагоприятна, и этот проект может давать позитивный эффект на то, как Украина выйдет из этого кризиса.
Михаил Кухар, преподаватель макроэкономики бизнес-школы МИМ-Киев, старший экономист Ukraine Economic Outlook
По рекомендациям Международного валютного фонда (МВФ), весь мир борется с ковид-кризисом четырьмя мерами: кредитные каникулы; налоговые каникулы и стимулирование малого и среднего бизнеса для сохранения рабочих мест; прямые выплаты населению; усиление государственного спроса, для компенсации спада ВВП, который происходит за счет падения частного спроса в экономике.
Среди основных направлений у строительства самый большой мультипликационный эффект - 3,4. Для сравнения: сельское хозяйство - 1,7, добывающая промышленность - 1,2, перерабатывающая промышленность - 2,8.
Уже абсолютно доказана закономерность, что действительно разные мультипликаторы работают на разных стадиях цикла. Мы видим, что во время роста эффект от строительства не будет таким большим и он будет просто огромным во время рецессии. Действительно по таким объектам "Большой стройки", как детские садики, школы и т.д. работает мультипликатор 3,4, но, учитывая, что составляющая импорта при строительстве дорог 40%, то, по подсчетам нашей группы, общий мультипликатор составляет 2,05.
Однако, если бы этого проекта не было, то сейчас мы увидели бы совсем другую страну. Во втором квартале 2020 года падение ВВП составляло 11,4%, в третьем - 3,5%, в четвертом, по нашим прогнозам, составит 3,7%. Я абсолютно уверен, что если бы не "Большое строительство", то ВВП в нашей стране в третьем квартале составил бы -8,6%, в четвертом -11%.
Олег Устенко, советник президента Украины по экономическим вопросам
Многие экономики объединяет то, как их стимулировали в длительной перспективе. Поэтому для меня и Офиса президента вопросы, связанные с дорожными строительством, это не отдельно взятые истории. Это часть более глобальной истории. Но если разобраться, механизмов, которыми ты можешь стимулировать экономику, не очень много.
Действительно, можно стимулировать монетарными методами, но это работает в очень краткосрочной перспективе. В дополнение к этому методу, в стране появился инструмент бюджетного стимулирования или так называемые дополнительные государственные затраты, которые могли бы уберечь экономику страны от еще большего падения в краткосрочном периоде.
Но, когда мы говорим о дорожном строительстве и транспортной инфраструктуре страны, нужно четко разделять разные временные перспективы. Ведь вопрос не только в том, что благодаря подобного рода программам ты можешь сейчас помочь экономике не так сильно упасть, но вопрос и о будущих периодах времени. И если сейчас ты добиваешься эффекта от этой синергии мультипликационными эффектами в других смежных отраслях, то в будущие периоды времени это обеспечивает базу для долгосрочного длительного экономического роста, что куда более важно.
Для примера, не придет инвестор ни в одну экономику мира, где есть недоразвитые дороги и инфраструктура. Где вопрос, связанный со строительством производственного предприятия, стопорится из-за того, что к участку земли не подведена надлежащая инфраструктура и т.д. Кроме того, все вопросы, связанные с транзитным потенциалом Украины или международным сотрудничеством, фактически будут обнулены, если не будет возможности возить грузы из одной точки в другую.
С этой точки зрения, развитие инфраструктуры даже более важно, чем возможность стимулировать экономику в краткосрочной перспективе.
Читайте также Антивирусная поддержка ВВП: Как дорожные проекты могут стимулировать экономический рост