Когда возникла?
Qatar Airways пережила два рождения – в 1994 году и в 1997 году. Первая дата касается первого полета. Вторая связана с эмиром Хамадом Бин Халифе Аль-Сани, который провел в стране серию реформ, в том числе и в авиакомпании. Символом преобразований в Qatar Airways стал Акбар аль-Бакер, назначенный в 1997 году руководителем перевозчика. Опытный менеджер, сделавший карьеру в Управлении гражданской авиации Катара, решил в корне изменить бизнес-стратегию. Qatar Airways, которая на тот момент была маленькой авиакомпанией с 4 самолетами и 15 маршрутами, взяла курс на агрессивный рост и глобальную экспансию с опорой на свой хаб в Дохе.
Самолет Qatar Airways в старой ливрее
Кому принадлежит?
Одним из пунктов стратегии Акбара аль-Бакера стало окончательное огосударствление Qatar Airways. Этот процесс завершился в июле 2013 года, когда государство выкупило половину акций, принадлежавших Хамиду бен Джасиму (премьер-министру Катара в 2006 – 2013 годах), и нескольким акционерам из королевской семьи Катара (их имена не разглашались). Примечательно, что этот процесс прошел безболезненно и незаметно. Акбар аль-Бакер объявил об огосударствлении Qatar Airways почти год спустя. "В июле прошлого года мы стали авиакомпанией, которая полностью принадлежит государству", – заявил он в мае 2014 года.
На чем летает?
До прихода Акбара аль-Бакера в Qatar Airways флот компании состоял из четырех самолетов: двух Airbus A310 и двух Boeing 747. Уже в 2000 году парк воздушных судов увеличился до 10 единиц, в 2003 году – до 28 единиц, в 2005 году – до 42 единиц, в 2015 году – до 115 единиц. Сейчас флот авиакомпании насчитывает 180 пассажирских (106 единиц Airbus и 74 единиц Boeing) и 20 грузовых самолетов (8 единиц Airbus и 12 единиц Boeing).
В 1990-х флот Qatar Airways состоял преимущественно из подержанных самолетов, в 2000-х компания начала массово закупать новые воздушные суда. Так, в 2003 году перевозчик заказал у Airbus 18 самолетов. В последующие годы заказы только увеличивались. Особо крупный заказ новых самолетов был сделан в 2007 году. Тогда Qatar Airways заказала 80 единиц Airbus A350 и 35 единиц Boeing 787 Dreamliner (в разных модификациях).
Airbus А380-800 - крупнейший в мире серийный авиалайнер
Куда летает?
В середине 1990-х маршрутная сеть Qatar Airways не превышала 15 направлений, сейчас она в 10 раз больше, с более чем 150 маршрутами. Таким образом, самолеты авиакомпании можно увидеть на всех континентах мира. Особое внимание перевозчик уделяет дальнемагистральным рейсам. В феврале этого года Qatar Airways запустила самый длинный рейс Доха – Окленд, длина которого составляет 14,5 тыс. км, а время в пути – 17 часов минут.
Новые маршруты начали активно открываться в первой половине 2000-х. Если в 2000 году маршрутная сеть состояла из 20 направлений, то к началу 2005 года она выросла до 56. К концу 2005 года количество маршрутов увеличилось до 70. В последующие годы Qatar Airways продолжила наращивать маршрутную сеть. Так, в 2014 году авиакомпания открыла 12 новых направлений, в 2015 году – 8, в 2016 году – 14. В 2017 году перевозчик планирует запустить 22 новых маршрута, среди них и в Киев (первый полет состоится уже сегодня, 28 августа).
Сколько и кого перевозит?
Вследствие расширения флота и маршрутной сети у Qatar Airways стал расти пассажиропоток. Если в 2002 году авиакомпания перевезла 2,3 млн пассажиров, то в 2006 году – уже 7,1 млн пассажиров, а годом позже этот показатель пересек отметку в 10 млн. В 2014 году пассажиропоток Qatar Airways достиг 22,4 млн человек, а в 2016 году – 30 млн человек.
Кроме пассажиров, авиакомпания перевозит и грузы. Это направление ведет грузовое подразделение – Qatar Airways Cargo. Первый грузовой самолет перевозчик получил в 2003 году. Это был Airbus A300-600R. На этом направлении Qatar Airways также показывает динамичный рост. Только за последние пять лет грузопоток вырос более чем в два раза – с 0,8 млн тонн в 2012 году до 1,7 млн тонн в 2016 году. Это обеспечило Qatar Airways в Топ-10 крупнейших грузовых авиакомпаний мира.
Для перевозки грузов у Qatar Airways Cargo есть несколько пакетных предложений: QR Fresh (доставка фруктов), QR Pharma (доставка фармацевтической продукции), QR Express (экспресс-доставка грузов), QR Charter (загрузка всего самолета одним заказчиком) и QR Live (доставка животных). Этим летом авиакомпания в рамках пакета QR Live начала масштабную программу по доставке в Катар 4 тыс. коров. Две первые партии из 330 коров были доставлены в Доху в середине июля.
Чем балует пассажиров?
На этот вопрос можно ответить очень кратко – сервисом. Подтверждением тому служат победы Qatar Airways в мировом рейтинге Skytrax наилучших авиакомпаний. Начиная с 2010 года катарский перевозчик засветился в этом списке восемь раз, четырежды заняв первое место (2011, 2012, 2015, 2017 годы), трижды второе (2013, 2014, 2016 годы) и один раз третье (2010 год).
Особое внимание Qatar Airways уделяет бизнес-классу и первому классу. В 2014 году авиакомпания начала эксплуатировать двухпалубные Airbus A380. На верхней палубе самолета разместились восемь мест первого класса, где у пассажиров, по сути, есть отдельные номера с креслами, которые превращаются в кровати. Эти воздушные суда используются на дальнемагистральных рейсах.
Совсем недавно Qatar Airways представила новую концепцию бизнес-класса – QSuite Business Class. Она предполагает большую приватность для пассажиров. Кресла, расположенные по одному или по два, имеют специальные шторки, которые позволяют пассажирам уединиться.
QSuite от Qatar Airways
Прибыльное ли это дело?
До 2010 года Qatar Airways не вылезала из убытков. Об этом неоднократно заявлял сам Акбар аль-Бакер. Но размеры этих убытков до сих пор неизвестны. В 2010 финансовом году (апрель 2009 – март 2010) авиакомпания получила чистую прибыль в размере 215 млн долларов, годом позже – 205 млн долларов. В 2012-2013 годах чистая прибыль была очень низкой, на грани убыточности. Ситуация исправилась в 2014 финансовом году, когда авиакомпания заработала 103 млн долларов. За последние годы прибыль выросла в разы, а в 2016 финансовом году она составила 445 млн долларов.