01

Когда возникла?

Qatar Airways пережила два рождения – в 1994 году и в 1997 году. Первая дата касается первого полета. Вторая связана с эмиром Хамадом Бин Халифе Аль-Сани, который провел в стране серию реформ, в том числе и в авиакомпании. Символом преобразований в Qatar Airways стал Акбар аль-Бакер, назначенный в 1997 году руководителем перевозчика. Опытный менеджер, сделавший карьеру в Управлении гражданской авиации Катара, решил в корне изменить бизнес-стратегию. Qatar Airways, которая на тот момент была маленькой авиакомпанией с 4 самолетами и 15 маршрутами, взяла курс на агрессивный рост и глобальную экспансию с опорой на свой хаб в Дохе.

Qatar_Airways_Boeing_747SR_Maiwald

Самолет Qatar Airways в старой ливрее

02

Кому принадлежит?

Одним из пунктов стратегии Акбара аль-Бакера стало окончательное огосударствление Qatar Airways. Этот процесс завершился в июле 2013 года, когда государство выкупило половину акций, принадлежавших Хамиду бен Джасиму (премьер-министру Катара в 2006 – 2013 годах), и нескольким акционерам из королевской семьи Катара (их имена не разглашались). Примечательно, что этот процесс прошел безболезненно и незаметно. Акбар аль-Бакер объявил об огосударствлении Qatar Airways почти год спустя. "В июле прошлого года мы стали авиакомпанией, которая полностью принадлежит государству", – заявил он в мае 2014 года.

03

На чем летает?

До прихода Акбара аль-Бакера в Qatar Airways флот компании состоял из четырех самолетов: двух Airbus A310 и двух Boeing 747. Уже в 2000 году парк воздушных судов увеличился до 10 единиц, в 2003 году – до 28 единиц, в 2005 году – до 42 единиц, в 2015 году – до 115 единиц. Сейчас флот авиакомпании насчитывает 180 пассажирских (106 единиц Airbus и 74 единиц Boeing) и 20 грузовых самолетов (8 единиц Airbus и 12 единиц Boeing).

В 1990-х флот Qatar Airways состоял преимущественно из подержанных самолетов, в 2000-х компания начала массово закупать новые воздушные суда. Так, в 2003 году перевозчик заказал у Airbus 18 самолетов. В последующие годы заказы только увеличивались. Особо крупный заказ новых самолетов был сделан в 2007 году. Тогда Qatar Airways заказала 80 единиц Airbus A350 и 35 единиц Boeing 787 Dreamliner (в разных модификациях).

18449734021_086d4f7ffe_k

Airbus А380-800 - крупнейший в мире серийный авиалайнер

04

Куда летает?

В середине 1990-х маршрутная сеть Qatar Airways не превышала 15 направлений, сейчас она в 10 раз больше, с более чем 150 маршрутами. Таким образом, самолеты авиакомпании можно увидеть на всех континентах мира. Особое внимание перевозчик уделяет дальнемагистральным рейсам. В феврале этого года Qatar Airways запустила самый длинный рейс Доха – Окленд, длина которого составляет 14,5 тыс. км, а время в пути – 17 часов минут.

Новые маршруты начали активно открываться в первой половине 2000-х. Если в 2000 году маршрутная сеть состояла из 20 направлений, то к началу 2005 года она выросла до 56. К концу 2005 года количество маршрутов увеличилось до 70. В последующие годы Qatar Airways продолжила наращивать маршрутную сеть. Так, в 2014 году авиакомпания открыла 12 новых направлений, в 2015 году – 8, в 2016 году – 14. В 2017 году перевозчик планирует запустить 22 новых маршрута, среди них и в Киев (первый полет состоится уже сегодня, 28 августа).

05

Сколько и кого перевозит?

Вследствие расширения флота и маршрутной сети у Qatar Airways стал расти пассажиропоток. Если в 2002 году авиакомпания перевезла 2,3 млн пассажиров, то в 2006 году – уже 7,1 млн пассажиров, а годом позже этот показатель пересек отметку в 10 млн. В 2014 году пассажиропоток Qatar Airways достиг 22,4 млн человек, а в 2016 году – 30 млн человек.

Кроме пассажиров, авиакомпания перевозит и грузы. Это направление ведет грузовое подразделение – Qatar Airways Cargo. Первый грузовой самолет перевозчик получил в 2003 году. Это был Airbus A300-600R. На этом направлении Qatar Airways также показывает динамичный рост. Только за последние пять лет грузопоток вырос более чем в два раза – с 0,8 млн тонн в 2012 году до 1,7 млн тонн в 2016 году. Это обеспечило Qatar Airways в Топ-10 крупнейших грузовых авиакомпаний мира.

Для перевозки грузов у Qatar Airways Cargo есть несколько пакетных предложений: QR Fresh (доставка фруктов), QR Pharma (доставка фармацевтической продукции), QR Express (экспресс-доставка грузов), QR Charter (загрузка всего самолета одним заказчиком) и QR Live (доставка животных). Этим летом авиакомпания в рамках пакета QR Live начала масштабную программу по доставке в Катар 4 тыс. коров. Две первые партии из 330 коров были доставлены в Доху в середине июля.

Screenshot - 28_08_2017 , 11_48_30

06

Чем балует пассажиров?

На этот вопрос можно ответить очень кратко – сервисом. Подтверждением тому служат победы Qatar Airways в мировом рейтинге Skytrax наилучших авиакомпаний. Начиная с 2010 года катарский перевозчик засветился в этом списке восемь раз, четырежды заняв первое место (2011, 2012, 2015, 2017 годы), трижды второе (2013, 2014, 2016 годы) и один раз третье (2010 год).

Особое внимание Qatar Airways уделяет бизнес-классу и первому классу. В 2014 году авиакомпания начала эксплуатировать двухпалубные Airbus A380. На верхней палубе самолета разместились восемь мест первого класса, где у пассажиров, по сути, есть отдельные номера с креслами, которые превращаются в кровати. Эти воздушные суда используются на дальнемагистральных рейсах.

Совсем недавно Qatar Airways представила новую концепцию бизнес-класса – QSuite Business Class. Она предполагает большую приватность для пассажиров. Кресла, расположенные по одному или по два, имеют специальные шторки, которые позволяют пассажирам уединиться.

-get-a-good-nights-sleep-in-the-privacy-of-their-private-suites

QSuite от Qatar Airways

07

Прибыльное ли это дело?

До 2010 года Qatar Airways не вылезала из убытков. Об этом неоднократно заявлял сам Акбар аль-Бакер. Но размеры этих убытков до сих пор неизвестны. В 2010 финансовом году (апрель 2009 – март 2010) авиакомпания получила чистую прибыль в размере 215 млн долларов, годом позже – 205 млн долларов. В 2012-2013 годах чистая прибыль была очень низкой, на грани убыточности. Ситуация исправилась в 2014 финансовом году, когда авиакомпания заработала 103 млн долларов. За последние годы прибыль выросла в разы, а в 2016 финансовом году она составила 445 млн долларов.

VlootC-live