Презентация стратегии развития
Презентованный бизнесу документ отображает видение развития УЗ от новой команды руководителей по целому ряду направлений – развитие грузового и пассажирского направлений, обновление активов и инфраструктуры, оптимизация расходов и др. – и что немаловажно, во многих случаях содержит оцифрованные показатели и конкретные сроки выполнения. Конечно, многие идеи и тезисы, заложенные в Стратегии, нуждаются в доработке и конкретизации, но это как раз тот случай, когда истина рождается в диалоге с клиентами УЗ.
Стратегия создает основу для такого диалога и в будущем позволит оценивать эффективность работы команды УЗ не по политическим предпочтениям, а по степени выполнения конкретных задач в рамках Стратегии.
Запуск системы автоматизированного распределения вагонов
Предшественнику Евгения Кравцова для того, чтобы перейти от слов к делу и запустить автоматизированную систему распределения вагонов, не хватило и года. Новая компания активизировала этот процесс – зерновозы "на компьютер" переведут в ближайшие недели, полувагоны – до конца года. Не станет ли система лишь прикрытием для пресловутого "человеческого фактора" можно будет судить после ее полноценной работы, но сам факт быстрого запуска главного start-up "Укрзализныци" внушает уважение.
Очистка от непрофильных активов
В течение следующих пяти лет от реализации непрофильных активов УЗ планирует выручить до 7 млрд гривен, и.о. председателя правления компании Евгений Кравцов. Компания планирует сосредоточиться на своем виде деятельности – грузовых и пассажирских перевозках, а те предприятия (и даже бизнес-направления), которые являются избыточными, будет постепенно продавать или отдавать в аренду. В Кабмине уже разработали новый порядок управления непрофильным имуществом "Укрзализныци" (в том числе через аренду) и в ближайшее время он будет презентован бизнесу.
Усиление взаимодействия с портами
Учитывая, что значительная часть bottle-neck украинской логистической системы формируется как раз на границе ж.д./порт, активизацию взаимодействия Администрации морских портов Украины и "Укрзализныци" можно только приветствовать. Глава АМПУ Райвис Вецкаганс присутствовал на презентации стратегии УЗ и совместно с Евгением Кравцовым пообещали оперативно решать проблемы на припортовых станциях и "затыки" с вагонами и их разгрузкой на портовых терминалах. А на днях стало известно, что УЗ даже выделили отдельное подразделение, которое будет отвечать за взаимодействие железной дороги с портами.
Выведение части пассажирских перевозок в свободный рынок
Либерализировать рынок (в том числе и ввести свободное ценообразование) в сегменте скоростного движения и поездов повышенного комфорта в "Укрзализныце" намерены в самые кратчайшие сроки – полгода-год. Таким образом компания сможет более гибко реагировать на потребности рынка и эффективней конкурировать с альтернативными видами транспорта – авиа и автобусами. Да и хроническая финансовая "дыра" в порядка 10 миллиардов гривен убытков от пассажирских перевозок должна уменьшиться. В УЗ рассчитывают, что под этот т.н. VIP-сегмент пассажирских перевовок отойдет около 20% всего пассажирооборота и он станет своеобразной витриной нового качества перевозок компании.
Дутые "статьи" финплана-2017
Принятие в середине сентября финансового плана на год - уже само по себе нонсенс. Документ переписывался и корректировался несколько раз, и многие статьи писались явно как аргументация под заложеную в ФП 22,5% индексацию тарифов - реалистичность их выполнения весьма сомнительна. Показательный пример – программа капитальных инвестиций. Согласно ФП2017 этот показатель составляет 16 млрд гривен. Тогда как за 8 месяцев УЗ удалось освоить только 5 млрд гривен. "Нагнать" за оставшиеся 4 месяца 11 миллиардов - задача на грани фантастики.
Программа строительства собственного жилья
О намерении инвестировать в строительство жилья для железнодорожников около 1,7 млрд гривен, на которые построить более 120 тыс. кв. метров жилья в интервью газете "Магистраль" заявил Евгений Кравцов. С точки зрения бизнес-логики решение попахивает популизмом и выглядит нелогичным особенно на фоне декларируемого УЗ курса на избавление от непрофильных активов. По старой памяти возникает вопрос. В какие еще сегменты рынка недвижимости решат инвестировать деньги монополии: может собственные пансионаты или охотничьи угодья? Ведь все это уже было в истории УЗ.
Покупка гособлигаций
На фоне проваленных тендеров по закупке вагонов и локомотивов, выделение 80 млн гривен для операции по размещению временно денежных средств с помощью операций РЕПО с государственными облигациями вызвала естественное раздражение у операторов рынка. "Если им деньги некуда тратить, кроме покупки ценных бумаг, зачем тогда повышать тарифы" - общий тон недовольства грузоотправителей и операторов рынка железнодорожных перевозок. По их мнению, миллиарды денежных средств на счетах компании нужно тратить на обновление активов, а не использовать для хеджирования финансовых рисков.
Политизация железной дороги
Решение о задержке поезда "Интерсити+" в Перемышле до момента, пока его не покинет Михаил Саакашвили, критиковали все вне зависимости от политических взглядов. Ведь по сути заложниками акции скандального политика стали сотни пассижиров как из Украины, так и из Польши, а "Укрзализныця" позволила втянуть себя в этот конфликт. Оставив "за скобками" юридическую оценку адекватости такого решения можно констатировать, что оcтановка международного транспортного сообщения по политическим причинам - худшая рекламная кампания для "Укрзализныци", постоянно заявляющей о своей экспансии в Европу.
Twitter вместо Facebook
Новый и.о. главы правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов, один из немногих в Украине госменеджеров топ-уровня, кто отдал предпочтение Twitter как основному каналу коммуникации в соцсетях. Сомнительное решение. И дело здесь не только в том, что аудитория Facebook в Украине значительно больше, чем Twitter. Как соцсеть, ориентированная на обмен мнениями, Facebook обладает гораздо более расширенным инструментарием для диалога и оценки реакции общества - начиная с жалоб пассажиров на снег или духоту в вагонах, и заканчивая фейсбук-баттлами по актуальным вопросам с участием первых политиков государства.