01

В чем суть проекта

Строительство скоростной магистрали Лион – Турин является одним из самых масштабных инфраструктурных проектов ЕС. Он предполагает строительство ж/д пути протяженностью 260 км. Пассажирские поезда смогут передвигаться со скоростью 220 км/ч, грузовые – до 100 км/ч. По сравнению с действующим участком новая магистраль будет иметь ряд преимуществ. Колея будет более прямой, количество кривых будет значительно меньшим, а их радиус будет большим. Кроме того, угол подъема будет не столь резким, как на действующей дороге – 12,5 градиентов против нынешних 30 градиентов.

Для достижения таких показателей проектанты увеличили количество тоннелей и виадуков. Только на французском отрезке дороги (140 км) будет построено 8 тоннелей и 59 виадуков, на итальянском участке (более 60 км) – только два тоннеля. В целом, половина магистрали будет проходить по тоннелям. Главным из них является тоннель Мон-д'Амбин протяженностью 57 км, который станет одним из самых длинных в мире. Остальные тоннели будут короче.

02

Зачем нужна скоростная железная дорога Лион – Турин

Ж/д сообщение между Францией и Италией было открыто еще в 1871 году. Железная дорога прокладывалась в горной местности, а ключевым ее участком является тоннель Мон-Сенис (Фрежюс) длиной в 13 км. Впоследствии дорога стала двухпутной, а тоннель был расширен, благодаря этому поезда смогли перевозить грузовики на специальных платформах. Но эти шаги не решили всех сложностей ж/д сообщения между двумя странами. Все надежды теперь возлагаются на скоростную магистраль Лион – Турин.

Во-первых, она позволит соединить скоростным ж/д сообщением несколько стран Европы: прежде всего, Францию и Италию, а также Испанию. В результате появится возможность запуска прямого поезда из Мадрида или Барселоны через Монпелье в города Италии. Для реализации этих планов правительство Франции планирует достроить недостающее звено – скоростную линию Монпелье – Перпиньян. В рамках развития Трансъевропейской скоростной ж/д сети (TEN-R) участок между Лионом и Турином является местом пересечения двух коридоров: "запад - восток", соединяющий Испанию с Венгрией, и "север – юг", соединяющий Великобританию и страны Бенилюкса с Италией.

Во-вторых, новая дорога Лион – Турин сократит время движения поездов. После открытия магистрали из Лиона в Турин можно будет добраться менее чем за 2 часа (сейчас более 4 часов), из Парижа в Милан менее чем за 4 часа (сейчас 7 часов), из Барселоны в Милан – за 6,5 часов (сейчас 13 часов).

И, в-третьих, магистраль предусматривает возможность движения грузовых поездов. Магистраль Лион – Турин приведет к изменениям структуры грузоперевозок между Францией и Италией. Сейчас 85% грузов перевозится автомобильным транспортом и только 15% по железной дороге. После строительства дороги роль ж/д перевозок вырастет до 55%, а автомобильных сократится до 45%, а грузопоток между двумя странами увеличится.

03

Кто будет финансировать строительство

В реализации проекта заинтересованы три стороны – Франция, Италия и ЕС. Именно они и будут финансировать строительство магистрали. Национальные ж/д операторы Франции и Италии два совместных предприятий: в 2001 году – Lyon Turin Ferroviaire, LTF (реализация проекта в целом), и в 2015 году – Tunnel Euralpin Lyon-Turin, TELT (строительство тоннеля Мон-д'Амбин). Финансирование будет распределено следующим образом. На долю обеих стран приходится порядка 60% капиталовложений, из них 35% – инвестиции Италии, и 25% – инвестиции Франции. Евросоюз профинансирует 40% необходимой суммы.

Общая стоимость проекта оценивается в 26 млрд евро. Только строительство тоннеля Мон-д'Амбин оценивается в 9 млрд евро. Согласно протоколу, недавно подписанному президентом Франции и премьер-министром Италии, на первом этапе реализации проекта планируется израсходовать 8 млрд евро. Эти средства будут потрачены на строительство новых участков и подготовительные работы для начала разработки тоннеля Мон-д'Амбин.

04

Какие сроки реализации проекта

Разговоры о строительстве нового пути ведутся еще с начала 1990-х годов. В 2000-х с обеих сторон границы проводились работы по закладке разведывательной галереи будущего тоннеля Мон-д'Амбин. Тогда было пробурено 9 км. Однако затем работы были приостановлены.

Сейчас наиболее вероятной датой открытия линии Лион – Турин является 2030 год. Возможно, что проект будет завершен на год-два раньше этого срока. 8 марта этого года президент Франции и премьер-министр подписали протокол о начале финансирования проекта, однако документ вступит в силу до конца года. Поэтому реализация проекта начнется уже в 2017 году. На следующий год запланировано начало подготовительных работ по строительству тоннеля Мон-д'Амбин. Согласно предварительным подсчетам, его строительство займет 10 лет (включительно с тестированием).

05

Что может помешать реализации проекта

Несмотря на масштабность и важность проекта, у него есть ряд недостатков, из которых можно выделить три ключевых: финансирование, востребованность будущей магистрали и влияние на окружающую среду. Из-за отсутствия денег старт проекта уже откладывался несколько раз. Сейчас Франция и Италия договорились о выделении 8,4 млрд евро. Когда это произойдет, остается неясным. Более-менее уверенно можно говорить о 0,8 млрд евро – сумму, которую в конце прошлого года ЕС обязался выделить на реализацию проекта.

Еще в процессе разработки проекта критики указывали на сомнительные перспективы дороги в будущем. Одним из аргументов является слабая загрузка линии. Грузооборот по железной дороге между Францией и Италией с 1994 по 2004 год упал на 24%, а грузоперевозки автомобильным транспортом выросли только на 13%. Для сравнения ж/д грузопоток с Италии в Швейцарию вырос на 25%, в Австрию – на 23%. Автомобильные перевозки еще в больших плюсах – +102% и +56% соответственно. При таких тенденциях максимальная загрузка действующей магистрали достигнет не ранее 2050 года, считают критики.

06

Почему проект вызвал волну протеста

Самыми активными критиками проекта являются экологи. Они неоднократно проводили протесты в обеих странах против строительства скоростной магистрали. Защитники природы особо возмущены многочисленными тоннелями, сооружение которых может, по их мнению, нарушить экологию Альп. Будущая магистраль Лион – Турин пройдет через долину Валь-ди-Суза (Италия), которая славится горнолыжными курортами и уникальной природой. В долине имеется очень много живописных озер. Также на территории Валь-ди-Суза расположены три природных парка. Примечательно, что долина является одним из немногих мест в Альпах, где обитает рысь.Еще в начале 1990-х жители нескольких коммун долины Валь-ди-Суза начали первые протесты. Впоследствии они объединились с экологами – так возникло целое протестное движение, главным лозунгом которого был "No TAV" (TAV – итальянская аббревиатура для обозначения скоростных поездов). Активисты No TAV проводили протесты не только в долине, но и в других регионах Италии (Генуе, Алессандрие, Болонье, Флоренции). Пик движения пришелся на середину 2000-х годов. В 2005 году итальянские строители начали работы по закладке разведывательной галереи тоннеля Мон-д'Амбин. В результате между активистами No TAV и полицией возникли массовые стычки. Со временем реализация проекта была отложена.