Принятие Радой закона «О внутреннем водном транспорте» планировалось еще на эту осень. Но дискуссия по поводу некоторых пунктов документа затягивается. Заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков в колонке для портала ЦТС рассказывает, над чем работает Мининфраструктуры, чтобы улучшить экономику речных перевозок еще до принятия Радой соответствующего Закона.
"К сожалению, привлекательность внутреннего водного транспорта растет не так быстро, как бы нам хотелось. Это связано с тем, что его экономическая привлекательность пока не так высока, как у наземных видов транспорта. Как только с экономической точки зрения перевозить по реке станет более выгодно, мы тут же увидим переориентацию грузов с дорог на реки. Но вместе с тем важно, чтобы параллельно на реке развивалась терминальная инфраструктура. Нужно отметить, что мы уже сейчас наблюдаем интерес зернотрейдеров, которые смотрят на опыт, скажем, компании Нибулон, и также начинают выстраивать свою речную логистику.
Чтобы не терять времени и ускорить процесс переориентации грузов на речной транспорт, в министерстве уже создана рабочая группа, которая занимается усовершенствованием законодательства в сфере внутреннего водного транспорта, не дожидаясь принятия Закона.
Читайте также Лебедь, щука, рак: почему в Раде сразу три законопроекта о Внутреннем водном транспорте
Что мы делаем в министерстве прямо сейчас? Во-первых, работаем над облегчением условий для речного судоходства. Приказом Мининфраструктуры №387 мы внесли изменения в приказ №430. Они подразумевают сокращение перечня документов, которые подаются капитаном судна (или агентом) после прихода судна в порт капитану морского порта. Эти изменения, касаются, в том числе и порядка оформления прихода/отхода судов внутреннего и смешанного плавания (за исключением пассажирских суден и суден, которые перевозят опасные грузы). Кроме того, идет работа над еще одним приказом, №225 «О внесении изменений в Инструкции об осмотре судов, которые осуществляют плавание внутренними водными путями». Он, по сути, оптимизирует те же контрольные процедуры, только со стороны Укрморречинспекции. Приказ уже уже финализирован, опубликован на сайте как проект и направлен на согласование заинтересованным министерствам и ведомствам.
Во-вторых, Министерство также подготовило и вынесло на публичное обсуждение проект приказа об упрощении требований к минимальному составу экипажа. Дело в том, что техническое оснащение судов, в том числе и внутреннего плавания, постоянно совершенствуется. Поэтому сейчас есть возможность пересмотреть обязательную численность экипажа судов в сторону уменьшения, таким образом сократив себестоимость перевозки. Естественно – не в ущерб безопасности.
Мы приняли во внимание инициативу компании Нибулон, которая предложила установить так называемые швартовые бочки для отстоя в районе шлюзов. Это нужно для того, чтобы суда могли безопасно, непосредственно перед шлюзом, ожидатьсвоей очереди для входа в шлюз.
Следующий вопрос, который можно решить еще до принятия Закона «О внутреннем водном транспорте» - это лоцманская проводка. Необходимо пересмотреть районы обязательной лоцманской проводки, а также размер платы за оказание этой услуги. Напомню, что лоцманские тарифы для иностранных судов на украинских речных путях являются самыми дорогими в Европе.
Мы уже вышли на Укрзализныцю с инициативой снять с перевозчиков плату на развод мостов. Это рудимент украинского судоходства, ведь в большинстве стран ЕС эта плата давно не взимается.
В списке приоритетов и пересмотр правил плавания по БДЛК, чтобы разрешить движение барже-буксирных составов (в одном – до 4-х барж). Это опять-таки даст перевозчикам возможность уменьшить расходы, и соответственно, снизить стоимость перевозок.
Плюс ко всему, мы рассматриваем дополнительные возможности для экономической мотивации развития речных перевозок. Как известно, для речных судов уже отменен канальный сбор. Сейчас бизнес в лице Европейской Бизнес Ассоциации инициирует отмену и корабельного сбора с судов, которые осуществляют перевозки по внутренним водным путям. Такое положение заложено в проект закона «О внутреннем водном транспорте», но мы уже сейчас ведем подготовительную работу, чтобы ускорить процесс.
Министерство работает над всеми перечисленными задачами с одной целью – превратить внутренний водный транспорт в привлекательную альтернативу автомобильному. В прошлом году рекой перевезли около 4 млн т, при этом потенциал речных перевозок на самом деле в разы превышает эту скромную цифру. Поэтому сейчас мы концентрируем усилия на том, чтобы раскрыть этот потенциал и заставить его работать в полную силу.