В России меняется модель рынка продажи авиабилетов, пишет Коммерсантъ.

По данным издания, все крупные перевозчики почти вдвое снизили комиссию агентов, которые продают более 70% билетов на 140 млрд рублей в год. Раньше они получали с продаж 7-9%, теперь в лучшем случае 5%.

У "Аэрофлота" комиссия снизилась с 1 июня. Если раньше он платил агенту 7% цены билета эконом-класса и 9% бизнес-класса, то теперь базовая ставка - 4%. Почти такие же комиссии были у других крупных перевозчиков. Теперь у S7 базовая ставка - 5%, а по 30 направлениям - 0,1%. У "Трансаэро" базовая комиссия - 5%, а по туристическому классу - 3%, у "ЮТэйр" комиссия - 5%, а по ряду направлений снижена до 1%.

"Сокращение издержек является необходимым условием выживания отрасли. Затраты на продажу билетов - одна из немногих статей, поддающихся управлению", - прокомментировал ситуацию источник на авиарынке.

По данным Транспортно-клиринговой палаты (ТКП), на долю агентов приходится более 70% продаж авиабилетов. Остальные 30% авиакомпании продают сами (через сайты и кассы). В 2012 году в России продано более 40 млн авиабилетов. Исходя из средней цены билета на уровне 5 тыс. рублей (оценка ТКП), объем рынка - свыше 200 млрд рублей в год (6,1 млрд долларов).

"Сейчас уже можно смело говорить, что комиссии будут обнулены", - считает Дмитрий Горин, гендиректор компании "ВИП-сервис", крупнейшего агента по продажам авиабилетов. Он отметил, что в Европе и США большинство перевозчиков давно отказались от комиссий. По его словам, агенты могут ввести дополнительные сборы для пассажиров - по 10-20 евро с билета. Кроме того, как считает Константин Калинов, основатель туристического поисковика Aviasales.ru, агенты будут развивать новые сервисы, например, бронирование отелей или аренда автомобилей.