За штурвалом разбившегося Boeing 737 в Казани находились бывшие штурман и бортинженер. Издание BFM задалось целью выяснить, в чем причина нехватки в России пилотов гражданской авиации и почему их называют "летающие олигархи".

Зарплата летчиков в убыточной авиакомпании "Татарстан", чей самолет разбился в Казани, - от 200 до 300 тыс. рублей в месяц (6,1-9,2 тыс. долларов). Между тем, крупные перевозчики платят до полумиллиона (15 тыс. долларов). Кроме того, помимо зарплаты у пилотов хорошие условия - каждый год 70 дней отпуска, есть программы помощи в покупке или аренде жилья, высокие командировочные.

Сейчас в России дефицит пилотов. Ежегодно в строй вступают 400 новых курсантов, когда рынку требуется 2,5 тысячи. Лет пять назад разницу покрывали за счет военных летчиков. Сейчас переучивают штурманов и бортинженеров.

На сайте татарстанской авиакомпании "Ак Барс" в разделе вакансии приглашают пилотов на самолет CRJ. Приоритет тем, кто готов заплатить за свою переподготовку. Затраты окупятся максимум через полгода, говорят эксперты. Переучивание стоит примерно 15-18 тыс. долларов, причем учиться надо за границей, так как в России таких тренировочных центров нет, рассказали в "Аэрофлоте".

Из-за острого дефицита пилоты уходят туда, где платят больше и не задерживают зарплату, как в убыточных авиакомпаниях. В итоге за штурвал садятся недавние штурманы и бортинженеры. "Ак Барс" и вовсе хвастается, что у нее самый молодой командир воздушного судна в мире - 23 года, недавний выпускник летного училища. Для сравнения, 23 года - это рубеж, когда страховые компании убирают повышающий коэффициент для обычных водителей. Издание также отмечает, что на уровень подготовки пилотов может влиять и низкая зарплата инструкторов - 17 тыс. рублей (чуть больше 500 долларов).

Кроме того, чтобы справиться с дефицитом кадров - отменили летные классы. Раньше, чтобы стать командиром того же Boeing 737 требовалось 4 тысячи часов налета. Сейчас нет. У погибшего в Казани пилота было полторы тысячи.