Расчеты потребностей РЖД в закупках локомотивов, на что монополия получит 60 млрд рублей (1,2 млрд долларов) от государства, могут быть завышены. К такому выводу пришли эксперты Deloitte, которые провели анализ программы по заказу самой РЖД, пишет Коммерсантъ.
Консультанты дали прогноз о потребностях в локомотивах до 2020 года и провели анализ финансовой модели монополии по этим расходам. По мнению Deloitte, из-за высокого износа локомотивов (70% из 20,8 тыс. машин) потребность РЖД в них растет из года в год, но объем закупок можно сократить за счет продления срока службы техники. На три года компания может вообще ничего не покупать, считают в Deloitte, но тогда в 2018 году возникнет дефицит в 700 локомотивов, а к 2020 году - в 3 тыс.
В результате Deloitte положительно оценила планы по приобретению 1,5 тыс. локомотивов в 2015-2017 годах за 204 млрд рублей (4,1 млрд долларов), но признала, что текущие закупки - 400-500 локомотивов в год - замещают старый парк, но не решают проблемы улучшения его состояния.
Консультанты такаж указали на несбалансированность закупок: потребность в электровозах будет ниже планов на 858 шт., а в тепловозах - выше на 300 шт. Предпосылки к снижению объемов закупок на 1 тыс. шт. консультант видит и в том, что монополия использовала устаревшие прогнозы Минэкономики и слишком оптимистичные оценки Института экономики и развития транспорта (структура РЖД) по росту грузооборота. По мнению Deloitte, реальные цифры будут на 5-7% ниже. К тому же в плане не учтено изменение грузопотоков после модернизации БАМа и Транссиба.
В этом году РЖД хотела за счет денег Фонда национального благосостояния купить 497 локомотивов. С выделением этих средств возникли проблемы. Они идут через ВТБ, который должен был выкупить облигации РЖД, но Минфин решил сначала направить средства на трехмесячные облигации федерального займа. В итоге пока РЖД получила в марте лишь первый транш на 30 млрд рублей, еще два транша по 15 млрд рублей банк обещал дать до 1 октября (на локомотивы нужно 60,2 млрд рублей). Источник на рынке говорит, что для работы заводов необходимо, чтобы еще 30 млрд рублей поступили к середине июня, иначе РЖД придется пересматривать инвестпрограмму.