Генпрокуратура и Федеральная антимонольная служба России провели проверку деятельности российских авиакомпаний и обнаружили, что те завышают цены на перевозки пассажиров в полтора-два раза. Об этом сообщают Ведомости со ссылкой на письмо генпрокурора Юрия Чайки премьеру России Дмитрию Медведеву от 18 июля.

Повышенные тарифы - это следствие применения в авиаотрасли устаревших нормативов (1992-1993 гг.), которые вводились, когда на рынке был только "Аэрофлот", и не содержат механизмов рыночного регулирования. По указанным актам прибыль авиаперевозчика ограничена 20% от себестоимости перевозки. При этом в себестоимость включаются расходы, которые не являются операционными (на рекламу, аренду офисов, канцтовары).

Как отмечает генпрокурор, высокая стоимость билетов на регулярные перевозки устанавливается авиакомпаниями необоснованно, в том числе путем навязывания дополнительных услуг, в которых пассажиры как правило не нуждаются. Такая ситуация сложилась на рейсах "Аэрофлота", "Сибири", "Татарстана" и "Ак барс аэро" на рейсах из Москвы в Хабаровск, Казань, Новосибирск.

По словам Чайки, в итоге стоимость билета эконом-класса вырастает в 1,5 раза, а бизнес-класса - в 2 раза.

Топ-менеджер крупной авиакомпании говорит, что прибыль в 20%, которую приписывают перевозчикам, - "даже не мечты, а грезы". Если мы установим рентабельность на уровне 20%, то билеты подорожают на 18%, добавляет он. Его коллега из другой авиакомпании, входящей в топ-5, отметил, что в письме не учтена специфика перевозок: "Нельзя вырывать из контекста всей системы продаж один рейс".

Как отметил главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий, европейские рейсы авиакомпаний рентабельны, но на большинстве внутренних, где НДС - 18%, дорогое аэропортовое обслуживание, топливо - до 40% в стоимости авиабилета, перевозчики летают в убыток. Издержки перекладывают на другие популярные направления. "Чтобы установить конкурентную цену в эконом-классе, авиакомпании повышают цену в бизнес-классе. Прибыль от высокого летнего сезона дотирует перевозки в низкий сезон, поэтому билеты летом дороже. Что касается прибыли, то согласно подсчетам Международной ассоциации воздушного транспорта в среднем она составляет 0,6%", - отмечает эксперт.