Власти Финляндии в марте попытались согласовать 14 маршрутов из Хельсинки в Азию (Китай, Малайзия, Филиппины и др.) с пролетом над территорией России. Однако РФ согласовала для финской стороны только три маршрута в Китай, пишут Известия.

Как сообщил неназванный авиационный эксперт, согласованы направления в Чунцин и Сиань - их Finnair либо уже эксплуатирует, либо запускает в ближайшие месяцы. Другие маршруты финскому перевозчику не особенно нужны, считает он.

По словам эксперта, бизнес Finnair строится на перевозках между Европой и Восточной Азией, у них порядка 5% этого рынка. Нельзя исключать, что Россия согласует новые маршруты этой компании в обмен на право запустить второго перевозчика в коридоре Москва-Хельсинки помимо "Аэрофлота".

Остальные направления (не уточняется какие), согласно меморандуму, подписанному Россией и Финляндией, предложено включить в приложение к проекту соглашения, которое предполагает демократизацию пролетов над Сибирью для иностранных авиакомпаний. Это соглашение привязано к решению Евросоюза о плате за экологические выбросы для иностранных авиакомпаний, летающих в Европу, в том числе российских.

Плата за пролет над Сибирью с европейских и азиатских компаний взимается Россией с 1970-х годов. Сейчас эти выплаты получает "Аэрофлот", их общая сумма оценивалась в 200-300 млн долларов в год, меньше половины этих денег авиакомпания перечисляет Росавиации.

Россия взяла на себя обязательства к 2014 году перейти на новую систему платежей за пролет над Сибирью - она должна учитывать реальные затраты на аэронавигационное обслуживание маршрутов.

Но осенью 2012 года Россия заморозила эти планы, выступая против новой европейской системы экологических платежей. Ранее в Минтрансе поясняли, что экологические платежи для российских авиакомпаний за 2012 год могли бы составить около 2 млн долларов.