На развитие инфраструктуры московского авиационного узла не хватает 107 млрд рублей (3,3 млрд долларов). Правительству России предложено два способа привлечения средств, однако в любом случае это приведет к повышению цен на билеты, уверены эксперты. Об этом пишет Коммерсантъ.

В целом, программа капзатрат на развитие и поддержание аэродромной инфраструктуры московского авиаузла до 2030 года составляет 210 млрд рублей (6,5 млрд долларов). Выделение из федерального бюджета, средства от продажи госпакетов аэропортов и компенсация НДС по капзатратам в совокупности оцениваются в 103 млрд рублей. Остальное нужно привлекать из других источников.

В качестве возможных источников консультанты называют заемное финансирование, арендные платежи оператора, инфраструктурный сбор. 

Арендная модель подразумевает взимание с оператора аэропорта платежей за использование государственного аэродромного имущества. Оператор может уменьшить плату за счет своих инвестиций. Основной минус модели в том, что рост платежей негативно скажется на бизнесе оператора. Помимо амортизации, обслуживания процентов по долгам, операционных расходов и налогов платеж должен обеспечить инвесторам норму прибыли 5%. Арендная модель могла бы принести в 2013 году 3,1 млрд рублей, а в 2030 году - 6,4 млрд рублей.

В рамках инфраструктурного сбора с компаний, работающих в аэропорту и получающих прибыль за счет использования аэродромной инфраструктуры, может взиматься 5% от выручки. Минус в том, что тариф рассчитывается для каждой компании в отдельности и изменяется в зависимости от ситуации в экономике. Кроме того, компании могут скрыть реальный доход или вывести бизнес за пределы комплекса. По итогам 2013 года сбор может составить 5,5 млрд рублей, а в 2030 году - 14,4 млрд рублей, что в 2,25 раза больше, чем при аренде.

Директор аналитического департамента управляющей компании "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго считает, что в обоих случаях расходы перекладываются на конечного потребителя - авиакомпанию и пассажира. Если аэропортовые сборы повысить хотя бы на 5%, авиабилет может подорожать на 2%, что с учетом роста пассажиропотока составит значительную сумму.