Каждый третий литр бензина, реализуемый на АЗС, не соответствует действующим стандартам качества, заявил президент "Киевского автомобильного клуба" Максим Головин на пресс-конференции в Киеве, передает Интерфакс-Украина.
Такие результаты были получены по итогам исследования "УкрНДНЦ химмотологии и сертификаци горюче-смазочных материалов и технических жидкостей" проб бензина, отобранных автомобилистами в 10 ведущих заправочных сетях столицы.
"Оценивалось топливо, которое реализуют АЗС Shell, КЛО, БРСМ-Нафта, АВИАС плюс, Газовик, ТНК, Талисман, Народная, ОККО, WOG. Проверка дала неутешительные результаты: качество бензина в Украине значительно хуже качества бензина в Европе. Как минимум, 30% продаваемого в стране бензина не соответствует ни старым украинским стандартам, ни тем более стандартам Евро-4 и Евро-5", - отмечают в "Киевском автоклубе".
По словам Головина, октановое число и детонационная стойкость трех из 10 проб не соответствует заявленным показателям. По четырем из 10 проб выявлено несоответствие фракционного содержания и высокий разрыв между начальной и конечной температурой кипения. Абсолютно все отобранные пробы были ненадлежащего цвета и плотности.
"На большинстве АЗС, где мы отбирали пробы бензина, сертификаты топлива датировались еще 2012 годом, что весьма сомнительно. Сертификаты искали по 40 минут, а на одной станции его вообще не было... Все топливо было ненадлежащего цвета - желтого, а на одной станции - даже коричневого", - отметил Головин.
Эксперты отмечают, что государство должно обеспечить контроль качества топлива на АЗС. "Контролируя снизу, с АЗС, можно выявить по цепочке и производителей, и поставщиков фальсифицированного топлива", - отмечает Головин.
По словам независимого эксперта по энергетике Валентина Землянского, с 2008-го по 2013 год количество проверенных государством АЗС сократилось в 2,8 раза до 357 ед. - эта динамика обратно пропорциональна росту объемов фальсификата, реализуемого на украинском рынке.
В свою очередь, аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко считает необходимым усилить госконтроль качества нефтепродуктов как на АЗС, так и на границе, поскольку большая часть топлива на рынке является импортной.
Для Гостаможслужбы, входящей в состав Миндоходов, контроль качества топлива является несвойственной функцией. Ведомство располагает лишь одной стационарной лабораторией по проверке качества топлив в Киеве. Отбор Гостаможслужбой проб в 2012 году привел к долговременным простоям эшелонов с качественными импортными нефтепродуктами.
В Украине за контроль качества на АЗС отвечает Госпотребинспекция, входящая в структуру Минэкономразвития, но на деятельность этого учреждения выделяется слишком мало средств.