Госавиаслужба Украины не имеет права утверждать Порядок выдачи и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий, поскольку это право закреплено за Министерством инфраструктуры. Об этом говорится в письме юристов адвокатского объединения "Марченко Даневич" в адрес Госавиаслужбы, передает avianews.com.
В Воздушном кодексе есть исчерпывающий список авиационных правил, которые имеет право устанавливать ведомство, и в нем нет порядка, который касается назначений авиаперевозчиков на маршруты, отмечают юристы.
"У Госавиаслужбы есть только компетенция относительно установления порядка и условий выдачи и аннулирования документа, который подтверждает такое право (на маршрут)", - отмечается в письме.
Там подчеркивается, что указом президента №581 от 12 мая 2011 года к полномочиям Мининфраструктуры относятся утверждение порядка назначения авиаперевозчиков на международные рейсы. Кроме того, это полномочие Мининфраструктуры было подтверждено 9 октября 2014 года указом №1210 Минэкономразвития.
Разделение полномочий Госавиаслужбы и министерства, а также существование действующей комиссии в составе двух ведомств - рекомендованная практика Международной организации гражданской авиации, когда на рынке есть несколько перевозчиков с разной формой собственности и на разном этапе развития, отмечается в письме. Это должно обеспечить справедливость при регулировании и не допустить принятие решений исключительно из политических соображений, отмечают юристы.
Письмо также содержит ряд предложений по изменению разработанного Госавиаслужбой порядка, который снова может противозаконно, по мнению юристов, принять Госавиаслужба.
Например, предлагается исключить из порядка формулу, которая оценивает перевозчиков только по количественным факторам, а также норму об обязательном владении гражданами Украины мажоритарной доли в перевозчике, поскольку в европейской практике под термином гражданин может пониматься как физическое, так и юридическое лицо.
Напомним, 18 ноября стало известно, что Минюст зарегистрировал новый Порядок выдачи и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий, разработанный Госавиаслужбой. Сейчас ведомство возглавляет бывший топ-менеджер авиакомпании МАУ Денис Антонюк.
По мнению участников рынка, документ фактически ограничивает выход на рынок новых украинских авиакомпаний и не даст развиваться большинству действующих игроков.
После публикации документа на рынке возник скандал, из-за чего Минюст остановил публикацию документа и вернул его на доработку в Госавиаслужбу с предложением провести открытые общественные слушания.
Сами слушания должны пройти 3 декабря в 14:00 в здании Мининфраструктуры в кабинете 303, однако на них Госавиаслужба не пригласила общественность и журналистов, отмечает avianews.com.