19 апреля в Киеве состоялся ежегодный Transport Business Forum 2013, который был посвящен повышению эффективности бизнеса, методам снижения затрат и увеличения прибыли предприятий транспортной отрасли в Украине. На форуме, организованном компанией «Бизнес Саммит», собралось более 165 делегатов: первых лиц, владельцев и руководителей украинских и международных транспортных компаний, логистических операторов, международных и внутренних перевозчиков, директоров по логистике, руководители транспортных отделов и департаментов компаний импортеров, дистрибуторов и трейдеров, производителей, поставщиков и ритейлеров.
Медиа-партнером форума выступил портал Центра транспортных стратегий.
Общую характеристику рынка грузоперевозок в Украине представила делегатам форума Екатерина Платонова, ведущий аналитик отдела анализа рынков компании Pro-Consulting. По итогам 2012 года, рост грузоперевозок в натуральном выражении вырос на 1,4%, при этом состоялось увеличение грузооборота на 10%, в то же время в стоимостном выражении рынок «просел» на 4,4% до 15 млрд.гривен (по данным Госкомстата). В Украине насчитывается 3,6 тыс. автомобильных грузоперевозчиков и около 3 тыс. транспортно-экспедиторских компаний, наиболее высокий уровень конкуренции отмечается в Киеве, где сосредоточено 14% грузоперевозчиков и 27% транспортно – экспедиторских компаний (вместе 20%). Среди основных факторов определяющих конкуренцию на украинском рынке логистических услуг необходимо выделить сроки поставки, регионы охвата, спектр услуг, а также складские мощности и уровень сервисного обслуживания.
Сергей Сидорчук, начальник управления страхования специальных рисков Департамента корпоративного страхования, АСК «ИНГО Украина», рассказал участникам форума о страховании с точки зрения минимизации рисков логистических компаний. Докладчик предложил таблицу наиболее вероятных рисков в процессе хранения и перевозки товара, а также реальные примеры убытков и страховых выплат, состоявшихся в Украине. Делегаты получили возможность задать целый ряд вопросов относительно правильного оформления договоров страхования и перечня рисков транспортных операторов, которые следует страховать в первую очередь.
Актуальные вопросы налогообложения транспортно-экспедиторских услуг в международных перевозках представил на форуме доктор права, Партнер международной юридической фирмы BEITEN BURKHARDT Украина Алексей Фелив. Эксперт разграничил в своем выступлении аспекты налогообложения для разных типов субъектов транспортного права: экспедиторов, самостоятельно предоставляющих услуги перевозок, экспедиторов-посредников, а также операторов транзитных перевозок и процесса фрахтования у нерезидентов. Преимущественное внимание было уделено в докладе наиболее острым практическим вопросам правильного начисления НДС, в том числе корректного использования нулевой ставки НДС в международных перевозках.
Назначение и краткое описание систем мониторинга и контроля топлива предложил делегатам форума Алексей Кулик, руководитель отдела сбыта и маркетинга компании «РКС-Навигация». Диспетчерское программное обеспечение TrackControl предназначено для контроля, анализа и оперативного управления подвижными объектами различного типа и назначения. Программа отображает на электронных картах детальный маршрут движения с фиксированием остановок, скорости движения, точек пересечения контрольных зон, состояния датчиков, сохраняет полученные данные и формирует отчеты: о пробеге, рабочем времени, остановках, присутствии в заданных районах, скоростных режимах, выполнении заданий, маршрутов, графиков, состоянии датчиков и другие. В то же время, использование высокоточных датчиков уровня топлива Epsilon 2 позволяет с высокой надежностью контролировать уровень топлива при эксплуатации профессиональной техники.
В секции деловой программы форума, посвященной инновациям для снижения расходов и повышения эффективности бизнеса, выступил Роман Хорошок, старший инженер-консультант отдела сетевых решений компании «Инком». Эксперт предложил примеры использования беспроводных сетей для решения задач транспортной отрасли, построив свой доклад от движущих факторов и тенденций развития беспроводных сетей – к бизнес-задачам транспортной отрасли, которые можно решить именно с помощью использования беспроводных технологий. Например, в проектах для распределительных центров и складских помещений эффективно решаются задачи отслеживания местоположения оборудования и товаров, достигается высокая мобильность персонала, кроме того беспроводная сеть служит транспортом передачи данных для смежных систем – например, систем безопасности и видеонаблюдения. Беспроводные сети находят свое широкое применение и на транспортных объектах социального назначения – портах, вокзалах, аэропортах.
Главный принцип «МИШЛЕН» – понять ключевую потребность автоперевозчика и сформировать правильное предложение, сообщил Игорь Зимин, менеджер по маркетингу сегмента грузовых шин компании «МИШЛЕН». Именно поэтому мировой лидер в сфере производства шин является активным партнером транспортных компаний и помогает им зарабатывать свою прибыль. Эксперты компании выделяют основной приоритет в бизнесе различных типов перевозчиков – для одних это сохранность грузов (сцепление с дорогой во все сезоны и управляемость), для других это перевозки без простоев (высокая прочность и надежность на всех видах дорог), а также сокращение затрат (низкая стоимость километра пробега, ходимость и долговечность шин). Исходя из данных приоритетов, эксперты «МИШЛЕН» рекомендуют перевозчикам те или иные модели шин для разных условий эксплуатации. Ежегодно технико-коммерческие представители компании осматривают несколько тысяч грузовиков в автопарках, предлагая свои рекомендации для экономной эксплуатации шин и повышения рентабельности бизнеса перевозчиков.
Игорь Якшин, консультант по автоматизации систем класса SCE компании Quantum International, в своем докладе постарался ответить на вопросы – для чего транспортному оператору необходима современная система управления транспортном (TMS), когда следует внедрять подобные системы, и каким образом грамотно организовать процесс внедрения. Транспортному оператору TMS предоставляет быстрое и точное планирование маршрутов и транспорта, регистрацию и прозрачность всех транспортных операций и их стоимость для всех участников процесса, расчет и контроль затрат и доходов по транспортным услугам, оптимизацию использования ресурсов и специалистов по логистике, и конечно - своевременность доставок, которая позволит значительно повысить лояльность клиентов.
Тему управленческих решений для транспортной отрасли дополнил Евгений Деркач, руководитель направления по автоматизации автопредприятий компании Би Джи Эс Солюшнс (BGS Solutions). Эксперт сосредоточился в своем докладе на методах повышения эффективности работы автопарка. В одном из примеров были приведены результаты проведения консалтингового проекта и внедрения системы автоматизации на автотранспортном предприятии. В частности, был организован качественный оперативный учет – управленческий, бухгалтерский и налоговый, разработана и внедрена новая система учета затрат и рентабельности кругорейсов, обеспечена прозрачность финансовой отчетности, также в процессе работы по внедрению системы были пересмотрены и оптимизированы некоторые бизнес-процессы. Из количественных показателей, по результатам проекта удалось достичь сокращения затрат на учет ГСМ на 10%, сократить времени на подготовку статистической отчетности на 65%, а время на анализ рентабельности кругорейсов сократилось на 40% от допроектных показателей работы автотранспортного предприятия.
Новые аспекты таможенного регулирования международных перевозок разъяснил делегатам Роберт Зелди, менеджер таможенной практики компании PwC Украина и участник рабочих групп по разработке нового Таможенного кодекса Украины. В частности, эксперт уточнил статус перевозчика в новом таможенном законодательстве, обратил внимание на различные способы защиты прав перевозчика при обвинении в нарушениях таможенных правил. Кроме того, Роберт Зелди описал применение различных типов деклараций для ускорения таможенных процедур, использование новых возможностей таможенных режимов, а также схему работы уполномоченных экономических операторов, появление которых в нашей стране поможет воплотить европейские стандарты таможенного регулирования.
Завершая секцию управленческих решений, о принципах автоматизации управления транспортом на базе продуктов «Антор» рассказал Виктор Голуб, директор по развитию бизнеса компании MVP Group. Автоматизированная система планирования маршрутов грузоперевозок «ANTOR Logistics Master» позволяет построить эффективное управление расходами на перевозки, а также спланировать оптимальные маршруты грузоперевозок (доставку и сбор грузов), оптимизировать ресурсы, формализовать и упростить процессы планирования и контроля, сократить время на планирования маршрутов. Позитивно снижается влияние человеческого фактора и неизбежных ошибок, связанных с ручным управлением перевозками. Вместе с тем, система имеет настраиваемый интерфейс исходных данных по каждой перевозке, и поэтому обладает необходимой гибкостью параметров для расчета изменившегося маршрута либо других данных по затратам.
В течение рабочего дня форума также работала выставка технологических решений для транспортной отрасли. В частности, компания «РКС-Навигация» представила экспозицию оборудования по диспетчеризации транспорта и контроля топлива, а технологический партнер национального мобильного оператора «МТС-Украина» - компания «GDI Systems», представила решение «Навигатор от МТС». Среди возможностей сервиса - контроль, оптимизация, снижение расходов на использование транспортных средств, отслеживание местонахождения автопарка и сотрудников в режиме реального времени, уменьшение вероятности угона автомобиля, дистанционное управление бортовым оборудованием, бесплатный GPRS-трафик для передачи координат на территории Украины, удобный веб-интерфейс и гибкая система настроек.
Оживленные дискуссии после каждого из докладов и в кулуарах форума подтвердили актуальность представленной тематики и значительный потенциал мероприятия с точки зрения перспективных деловых связей и обмена профессиональным опытом. Делегаты отметили практическую направленность докладов форума и актуальность рассмотренных проблем транспортной отрасли. Многие смогли провести встречи и переговоры, найти партнеров, договориться о сотрудничестве.
Пресс-служба «Бизнес Саммит»