Прогнозы развития ситуации в российском автопроме становятся все хуже: под угрозой заводы иностранных автоконцернов в стране. Как пишет Коммерсантъ, по последним оценкам, к 2018 году объем российского рынка может оказаться на треть меньше плановых 3,6 млн машин, но даже на фоне оптимистического сценария роста многим будет выгоднее закрыть российскую сборку, вернувшись к импорту. В зоне риска, в частности, Peugeot-Citroen, BMW, SsangYong, Opel и китайские бренды.
По оценкам российской автомобилестроительной компании "Соллерс" на базе данных Минэкономики, уже в этом году объем рынка в России может быть на 26% ниже заложенного в стратегии, а к 2018 году разрыв достигнет 36% - будет куплено-продано 2,3 млн машин.
Сейчас на новые легковые машины в России импортные пошлины составляют в среднем 25%, к 2019 году они снизятся до 15%. "Соллерс" утверждает, что "локализовать производство в России после 2017 года будет нецелесообразно". Такой вывод компания сделала на основании оценок Roland Berger Strategy Consultants.
Доля импорта после 2017 года может вырасти до 67% или 1,4 млн машин (в 2013 году - 700 тыс. автомобилей или 29% рынка) против 20%, заложенных в стратегии. Доля локализованных иномарок может упасть с нынешних 52% (1,3 млн автомобилей) до 26% (600 тыс.).
В исследовании Roland Berger отмечается, что для сокращения выпуска в РФ иномарок уже есть предпосылки: мощности большинства заводов слишком малы, чтобы конкурировать по затратам с Европой. Стандартные объемы выпуска на других рынках - 200-400 тыс. авто в год, но сейчас в РФ такие мощности есть у немногих, например у "АвтоВАЗа", Volkswagen и Hyundai-Kia.
Сейчас экономия затрат с учетом субсидий составляет 0,6-1,5 тыс. евро на автомобиль. Без субсидирования после 2020 года малые объемы производства невыгодны в России. При объеме от 50 тыс. машин в год без субсидий экономия от локализации по сравнению с импортом будет составлять 60 евро на автомобиль, при объемах 10-25 тыс. машин допзатраты на локализацию - 0,5-1,3 тыс. евро на автомобиль.