Низкотарифная стратегия на авиационном рынке приближается к критической поворотной точке. Как пишет отраслевое издание Aviation Week, вскоре, возможно, модели бизнеса лоукостов и традиционных авиаперевозчиков сблизятся настолько, что между ними фактически можно будет ставить знак равенства, передает ato.ru.

Низкотарифную модель впервые применила американская Southwest Airlines, которая сейчас является крупнейшим лоукостом в мире с годовым пассажиропотоком почти 110 млн человек. Эту модель используют десятки авиадискаунтеров по всему миру, включая Ryanair и easyJet. Глава Ryanair Майкл О'Лири в прошлом признавался, что не просто вдохновился американским примером, но и позаимствовал у Southwest структуру расходов и методы работы.

Однако, по словам ряда отраслевых аналитиков, лидер американских лоукостов уже не самый бюджетный игрок на рынке США. Высказываются предположения, что Southwest достигла пределов развития в рамках своей нынешней экономической модели, которая сохранилась неизменной со времен основания компании.

Издание отмечает, что за годы сильной конкуренции на авиарынке в США традиционные перевозчики сумели стать эффективнее: сократили расходы на персонал, улучшили управление и маркетинговую политику. Сейчас такие крупные полносервисные перевозчики как Delta Air Lines, United Airlines и American Airlines, чувствуют себя значительно лучше, чем несколько лет назад, - именно благодаря конкуренции с лоукостами.

В Европе потенциал роста низкотарифного рынка неясен. У пассажиров, летающих лоукостами, со временем меняются ожидания от услуги, в результате чего просто предлагать низкие тарифы уже недостаточно. Например, пассажиры не желают ездить в аэропорты на отшибе, а хотят получать доступ к хабам. Кроме того, необходимо рассаживать их согласно купленным билетам, предоставлять право бесплатного провоза багажа и ручной клади.

Эти новые требования клиентов скоро станет невозможно игнорировать, а значит, придется пересматривать бизнес-модель. Недавно Ryanair запустила рейсы в аэропорт Завентем, "по-настоящему" брюссельский аэропорт, а не находящийся в 60 километрах аэропорт Шарлеруа.

Кроме того, Ryanair задумывается о дальнемагистральных перевозках и может купить до 40 широкофюзеляжных самолетов Airbus 330 или Boeing 787 для трансатлантических маршрутов. Southwest также впервые за свою историю начинает летать за пределы США - возможно это единственный способ сохранить рост компании в условиях насыщенного внутреннего рынка.

"За последние несколько лет мир коммерческой авиации кардинальным образом изменился. Предположение о том, что в конечном счете низкотарифные и традиционные авиакомпании могут прийти к единой экономической модели, больше не является чисто теоретическим. Вероятно, такое развитие событий диктует сама логика многолетнего противостояния двух бизнес-стратегий, а изменения в структуре расходов основных рыночных игроков подтверждают, что все к этому и идет. В конечном итоге одна модель может оказаться подходящей для всех", - заключает Aviation Week.