С 2013 года Федеральная антимонопольная служба России на своем сайте будут еженедельно публиковать данные мониторинга стоимости авиабилетов в России, СНГ и дальнем зарубежье. За необоснованное повышение цен антимонопольщики могут взыскать с авиаперевозчика, пишет Гудок.
Первым делом ведомство начнет отслеживать ситуацию на серии сопоставимых регулярных маршрутов различных авиакомпаний дальностью 500, 1000, 3000 и более километров. Затем мониторинг охватит и чартерные перевозки. Его результаты станут информационной базой для возможного применения мер антимонопольного воздействия.
Например, будут сравниваться цены по маршрутам Москва-Петербург, Москва-Киев, Москва-Рига и Париж-Берлин. Необходимую информацию ведомство соберет непосредственно с сайтов авиакомпаний. В случае, если дальность авиалиний и объемы перевозок сходны, но цены на них слишком различны, то это станет основанием для более тщательного выяснения причин таких диспропорций.
Ранее ФАС проводила подобный анализ в 2007-2008 годах и по его итогам был подготовлен специальный доклад, который рассмотрели главы правительств стран СНГ. Сейчас методика будет усовершенствована, а первые результаты мониторинга станут известны в конце года или начале 2013 года.
Как сообщил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, по результатам прошлого анализа самый высокий уровень цен фиксировался в перелетах между странами СНГ. Чуть ниже цены были внутри России и еще ниже на перелеты в третьи страны. В настоящее время ситуация не изменилась, за исключением маршрутов между Россией и Украиной, которые немного подешевели.
Перевозки пассажиров в СНГ за последние три года выросли более чем в два раза: в 2010 году прирост составил 23%, в 2011 году - 46%, в 2012 году ожидается прирост примерно на четверть. Особенно быстро выросло авиасообщение между Россией и Украиной.
Эксперты считают, что данным нового мониторинга можно будет доверять только в случае, если в ФАС учтут очень много факторов, в том числе стоимость топлива, систему налогообложения, модель бизнеса авиакомпании.