Кабинет министров установил четкие критерии для установки дорожных знаков, ограничивающих скорость движения транспортных средств. Соответствующее решение закреплено постановлением правительства № 668 от 18 июля. Новая редакция Правил дорожного движения устанавливает исчерпывающие перечни случаев установки знаков ограничения скорости - как для временного, так и для постоянного режима ее ограничения.
Согласно документу, отныне временные ограничения скорости, предоставляющие право сотрудникам ГАИ привлекать водителей к административной ответственности, вводятся путем установки знаков с желтым фоном в местах проведения дорожных работ, местах проведения массовых или специальных мероприятий, а также при определенных погодных условиях или стихийных бедствиях.
"Данное решение положительно повлияет на безопасность дорожного движения. Например, ранее при проведении массовых мероприятий сотрудники ГАИ могли устанавливать подобные знаки ограничения скорости, однако они носили скорее рекомендательный характер и не являлись поводом для привлечения водителя к ответственности, так как в этом месте не проводились дорожные работы. Поэтому человек за рулем мог и не снижать скорость, что могло приводить к довольно неприятным последствиям. Сегодня водитель будет понимать, что нарушение скоростных ограничений может обернуться для него штрафом. Более того, дополнительный знак будет предупреждать его о характере опасности, что улучшит информированность водителя", - сообщил Центру транспортных стратегий адвокат Антон Кравченко.
Кроме того, правительство определило места, в которых должны действовать постоянные ограничения скорости. Это опасные участки дорог и улиц, места размещения наземных нерегулированных пешеходных переходов, места расположения стационарных постов ГАИ, участки улиц, прилегающие к территории дошкольных и общеобразовательных учебных заведений, а также детских лагерей.
При этом, вместе с постоянными или временными знаками ограничения скорости в обязательном порядке должны устанавливаться дополнительные знаки, предупреждающие о характере приближающихся объекта или опасности. То есть на подъезде к стационарному посту ГАИ может быть установлен знак постоянного ограничения скорости только вместе с дополнительным знаком 6.10 "Пост ГАИ".
Дополнительно обозначено также обязательное условие соответствия такого знака требованиям национальных стандартов (по внешнему виду, степени светоотражения, способа установки и т.п.). Без обязательного соблюдения всех этих условий, либо в случае устранения обстоятельств, повлекших установку таких знаков, привлечение нарушителя к административной ответственности невозможно.
"Ранее о приближении пешеходного перехода либо школы водителя предупреждали соответствующие знаки, а уменьшать скорость вынуждали разве что "лежачие полицейские". Но ответственность за проезд такого участка (без проведения дорожных работ) на высокой скорости отсутствовала, а современные кроссоверы и внедорожники могут проходить "лежачих полицейских и без требуемого снижения скорости, необходимого для безопасности пешеходов". То есть риски аварийных ситуаций на таких участках оставались высокими. Теперь же водитель будет, во-первых, предупрежден о приближающейся опасности (объекте), а, во-вторых, рискует заплатить штраф за превышение указанной скорости в случае нарушения", - отмечает Кравченко.
Он также добавил, что изменения в постановление Кабмина защитят водителей от злоупотреблений со стороны сотрудников ГАИ, так как четко регламентируют установку знаков, ограничивающих скорость, и фактически лишают инспекторов возможности необоснованно размещать их по своему усмотрению.
Напомним, ранее нарушение ограничения скорости могло повлечь административное взыскание только в случаях проведения дорожных работ.