Падение цен на суда как активы, вызванное замедлением роста мировой экономики, не имеет исторических прецедентов. Такие выводы делает HSBC Shipping Services - брокерское и консалтинговое подразделение банка HSBC, передают The Economic Times.

Стоимость пятилетнего судна класса Capesize, берущего на борт около 180 тыс. тонн железной руды, упала на 79% до 33 млн долларов со времени своей рекордной стоимости в августе 2008 года - такие данные приводит Clarkson Research Services, один из крупнейших в мире судовых брокеров. Танкеры вместимостью 2 млн баррелей нефти упали в цене на 61% до 65 млн долларов в сравнении с их пиковой стоимостью в том же 2008.

Кризис стоимости судоходных активов связан с  тем, что судовладельцы разместили рекордное количество заказов на новые суда в 2008 - тогда фрахтовые ставки на суда класса Capesize были более чем в 118 раз выше, чем сейчас. Теперь избыток флота, максимальный со времен Второй мировой войны, сдерживает мировую торговлю и ускоряет обвал фрахтовых ставок.

"Эти впечатляющие потери в стоимости судов, по нашим данным, не имеют прецедентов в истории", - отмечается в отчете HSBC Shipping, вышедшем на прошлой неделе. - Пузырь на этом рынке настолько раздулся, что сильнейший ущерб настиг всех игроков этого рынка, как судовладельцев и брокеров, так и судостроителей и кредитовавшие их банки", - говорится в документе.

Ежедневные доходы от судна класса VLCC (танкеры повышенной вместимости) обвалились на 99,53% с 290,336 тыс. долларов в декабре 2007 до 1,363 тыс. долларов на 20 июля этого года. Заработки судов класса Capesize сократились на 99% - с 218,955 тыс. долларов в день в 2008 до 1,862 тыс. долларов в день в июле этого года.