Венгерские власти в одностороннем порядке внесли изменения в классификацию своих внутренних водных участков реки Дунай, сообщает корреспондент Центра транспортных стратегий.

Согласно постановлению Министерства национального развития Венгрии отныне для участка от 1812 км до 1641 км установлен класс VI/B, а участок от 1641 км до 1433 км соответствует классу VI/C. Изменение классификации влечет за собой введение жестких ограничений в отношении параметров судов и караванов.

Односторонние и несогласованные действия государства-участника Дунайской комиссии (ДК) вызвали негативную реакцию большинства дунайских судоходных компаний. Предвидя возможные последствия для предприятия, руководство Украинского Дунайского пароходства обратилось за содействием в Министерство инфраструктуры. К делу подключился Посол Украины в Венгрии Ю. Мушка.

"Снижение класса венгерского участка водного пути нарушает положения Белградской конвенции относительно свободного и беспрепятственного судоходства на Дунае, - комментирует нововведение первый заместитель председателя правления ЧАО "УДП" Илья Витальевич Давидич. - Более того, прописанные ограничения параметров судов существенно отличаются от утвержденных Европейским соглашением о важных внутренних водных путях международного значения, 53-й сессией Дунайской комиссии и не отвечают параметрам действующего на Дунае флота. А значит, одиночные суда и караваны грузового флота дунайских перевозчиков, в том числе ЧАО "УДП", не смогут, как ранее, беспрепятственно проходить венгерские участки - их могут задержать и подвергнуть штрафным санкциям".

Кроме того, ограничение осадки судов до 2,5 м, уменьшение размера стандартных караванов с 6 до 4 или 2 (в зависимости от участка) приведут к увеличению себестоимости перевозки, а следовательно, к ухудшению экономического состояния и конкурентоспособности "УДП". В частности, новые правила плавания означают дополнительные затраты, связанные с буксированием несамоходных единиц. Эти затраты не предусмотрены в ставке фрахта по действующим контрактам, что повлечет за собой снижение доходов, увеличит срок доставки грузов.

Как отмечают в службе эксплуатации речного флота "УДП", на участке 1812 – 1641 км реки Дунай действительно имеется ряд сложных в навигационном отношении "узких" мест (в районе городов Будапешт, Надьмарош, местечка Генью и выше), для преодоления которых осуществляются проводки с переформированием караванов. За многие десятилетия работы флота пароходства сложилась хорошая речная практика, основанная на наиболее экономически выгодных и безаварийных методах вождения крупнотоннажных караванов на всем протяжении Дуная, включая упомянутый участок. При этом переформирование караванов проводится в наиболее удобных местах, которые позволяют маневрирование и временную постановку на якорь.

После введения новой классификации водного пути и ограничений габаритов составов венгерская сторона фактически обязывает судоводителей выполнять переформировку караванов ниже 1641 км, где достаточно сложно найти место, пригодное для маневров и безопасной якорной стоянки барж, ожидающих возвращения толкача.

Надо заметить, Венгрия официально еще не информировала Дунайскую комиссию о введении ограничений. Между тем в адрес судов поступают предупреждения рейдовой полиции о применении штрафных санкций за несоблюдение предписанных габаритов судов и буксируемых составов.

Президент Международной организации дунайского судоходства К. Тиганус от имени членов МОДС и деловых партнеров судовладельцев на Дунае направил соответствующее письмо в Секретариат ДК. Участники дунайских перевозок считают необходимым срочно созвать неформальное заседание представителей стран-членов ДК с целью правового урегулирования данного вопроса с властями Венгрии, что позволит вернуться к нормальным условиям навигации на 1433 - 1812 км реки Дунай.