К началу Евро-2012 пропускная способность аэропортов Львова, Донецка и Харькова увеличится почти в 20 раз. Украинский Forbes выяснил, что с ними будет после чемпионата Европы по футболу.
Forbes отмечает, что в декабре в донецком аэропорту вместо одноэтажного здания советских времен, которое президент России назвал ларьком, откроется аэровокзал. Площадь - 50 000 кв. м. Директор генерального подрядчика - компании "Альтком" Александр Тисленко считает, что это не слишком много для регионального аэропорта.
"Украина не использует транзитный потенциал. Если аэропорт станет хабом, он превратится в фабрику по производству денег", - мечтает Тисленко. Почти одновременно перережут ленточку во львовском аэропорту. Через полгода их заполонят люди, одетые в цвета своих национальных сборных. Но как обеспечить загрузку новых аэровокзалов после Евро-2012, задается вопросом Forbes.
Хороший пример создания транзитного узла - воздушные ворота небольшого польского города Катовице. В 2004 году реконструированный аэровокзал облюбовал венгерский дискаунтер Wizz Air. За семь лет пассажиропоток возрос на порядок - с 258 тыс. человек в 2003 году до 2,236 млн по итогам 10 месяцев 2011 года. Свыше половины - это пассажиры Wizz Air.
Аэропорт Борисполь в ноябре 2011 года принял семимиллионного пассажира. Трафик в аэропортах Львова, Донецка и Харькова куда скромнее. В прошлом году только одним из них, донецким, воспользовалось более полумиллиона пассажиров. При этом ни в одном из трех городов нет якорного перевозчика с достаточным количеством рейсов, уточняет Forbes.
Привести авиакомпании в Донецк и Львов обещает вице‑премьер Борис Колесников. Он уверяет, что правительство ведет переговоры с рядом зарубежных операторов, которым интересны эти города. Привлекать авиаторов правительство собирается прогрессивной системой тарифов и бонусами: чем больше перевозишь, тем дешевле обходится пассажир.
Колесников вспоминает, что 18 лет назад стамбульский аэропорт произвел на него впечатление автостанции. Чтобы изменить ситуацию, авиаперевозчикам предлагались премиальные бонусы за количество вылетов. Сейчас через Стамбул летает 20 млн человек в год. Колесников прогнозирует, что к концу года Донецк выйдет на миллион пассажиров, а к 2015 - на 3,5 млн.