Российские авиакомпании попросили регуляторов разъяснить порядок спрямления маршрутов, что позволило бы сократить длительность рейсов, сэкономить на топливе и, возможно, снизить цены на авиабилеты. Эксперты оценивают возможную экономию авиакомпаний в миллиарды рублей в год. Данный вопрос поднимался в конце прошлой недели на совещании в Минтрансе РФ, пишет Коммерсантъ.
Авиакомпании просят разъяснить правила использования воздушного пространства и условия спрямления маршрута по запросу экипажа - отклонения от маршрута на более прямую траекторию. В апреле после такого обращения диспетчера Петербургского центра управления воздушным движением был введен запрет на спрямление, так как любые изменения плана полета возможны при согласовании заранее с ведомствами или при форс-мажорах.
По мнению экспертов Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), спрямление - единственный способ "ускорить и упорядочить поток воздушного движения". Вице-президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров РФ Андрей Булин отметил, что спрямление широко используют за рубежом и до недавнего времени использовали в РФ. "Это позволяет сэкономить топливо, сохранить ресурс техники, ускорить прибытие в пункт назначения и избежать конфликтных ситуаций в воздушном пространстве", - отметил Булин.
Он добавил, что понятие "форс-мажор", на которое ссылаются чиновники, слишком неопределенное. "Нигде не записано, кто именно - экипаж или диспетчер - определяет такой статус ситуации и основание ее наступления", - сказал Булин. Сейчас таким основанием, например, может быть больной пассажир на борту, погодные условия.
Он добавил, что если запрет на спрямление выполнять в полной мере, направляя самолеты строго в пределах воздушных коридоров, то в пиковые часы "возникнет коллапс" в зонах высокой интенсивности (Москва, Ростов, Петербург).
"В мире подход к организации воздушного движения заключается в том, что это не директивное управление, а оказываемая участникам воздушного движения услуга, - замечает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. - Требование не допускать отклонений от трасс трудно объяснить чем-либо еще, кроме боязни взять на себя ответственность за решение. При этом спрямление могло бы экономить миллиарды рублей в год - только на трассе Петербург-Москва это снизило бы расход топлива в среднем на 200 кг на рейс, что принесло бы пользу и отрасли, и государству, и пассажирам. Но идея встречает труднообъяснимое сопротивление со стороны Росавиации".